Антикоррупционная служба ЗКО провела мониторинг деятельности ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральск» по содержанию улично-дорожной сети и санитарной очистке города в зимний период. На встрече с общественниками были рассмотрены результаты антикоррупционного мониторинга, который выявил немало накопившихся проблем в этой сфере.
В обсуждении результатов проведенного мониторинга приняли участие представители городского акимата, Антикоррупционной службы ЗКО, филиала Республиканской специальной мониторинговой группы «Ел намысы», филиала Республиканского общественного объединения «Әділдік жолы», политических партий, депутаты городского маслихата и руководители предприятий «Жайык таза кала» и «Орал таза сервис». Руководитель управления превенции Антикоррупционной службы по ЗКО Биржан Хайруллин озвучил итоги мониторинга и отметил, что поводом для этого послужили многочисленные публикации в местных СМИ по поводу ненадлежащего качества выполнения зимних работ на улицах города, жалобы горожан на несвоевременную очистку тротуаров и плачевная статистика увечий граждан, полученных при падении на улицах в зимний период. Мониторингом охвачен период с ноября 2021 года по январь 2022 года.
Согласно данным Единого контакт-центра iKomek 109 г.Уральска в указанный период поступило 126 звонков и 29 обращений местных жителей, с жалобами по поводу очистки снега с территории города (без учета поселков). В этот же период в травмпункт обратились более 7 тысяч горожан, то есть свыше 2 тысяч человек ежегодно получают травмы на дорогах при гололедице.
Государственным бюджетом на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети и санитарной очистке г.Уральска на 2021-2023 годы выделено 4,9 миллиарда тенге. Между отделом ЖКХ и ТОО «Жайық Таза қала» заключен договор на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети и санитарной очистке города. В техспецификации закупаемых работ предусмотрен перечень работ, которые осуществляются подрядной организацией круглосуточно и непрерывно в течение всего года. Отделом ЖКХ для проверки чистоты города создана мониторинговая группа, которая в зимний период ежедневно, а также и в ночное время по графику проводит проверку выполнения работ подрядчиком. В свою очередь, ежемесячно подрядчиком ТОО «Жайық Таза қала» отделу ЖКХ предоставляется акт выполненных работ, путевой лист, а также справка с указанием бригадиров, закрепленных за определенным участком, и о проведенных ими работах, а также общая справка с указанием выполненных объемов работ.
-При мониторинге выяснилось, что подрядчиком фото-видео фиксация выполненных работ заказчику не предоставляется, но отдел ЖКХ может производить проверку по электронной системе контроля, находящейся на объекте у подрядчика. В целом, отделом ЖКХ контроль и проверка выполненных работ осуществляется на основании ответов подрядной организации по направленному в их адрес предписанию, также подрядной организацией предоставляется справка с указанием выполненных объемов работ. В актах выполненных работ указываются предоставляемые подрядной организацией сведения о выполненных объемах работ по механизированной и ручной уборке, а также расходы по использованным материальным ресурсам, так как у заказчика отсутствует автоматизированная система контроля работ для определения фактически выполненных объемов работ подрядной организацией. В ходе мониторинга установлено отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего порядок расчета выполненных объемов работ. В связи с чем, возможно возникновение коррупционных рисков при исчислении объемов выполненных работ, – отметил Б.Хайруллин.
По результатам проведенного антикоррупционного мониторинга, после изучения представленных документов, информации, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы благоустройства территорий города, установлено, что в отделе ЖКХ отсутствует электронная система контроля, предусматривающая автоматизированный контроль выполнения подрядными организациями работ по содержанию территорий города. Такая система позволила бы сформировать точную статистическую отчетность по фактически выполненным объемам работ по содержанию территории города Уральска подрядными организациями, надлежащий автоматизированный контроль для качественного выполнения работ подрядными организациями и эффективное расходование бюджетных средств. Антикоррупционщики рекомендовали проработать вопрос о внедрении в отделе ЖКХ соответствующих информационных технологий и автоматизированных систем для осуществлении контроля за выполнением работ по содержанию в чистоте территории областного центра.
-У нас имеется свыше 160 единиц спецтехники. Ежегодно мы приобретаем новую технику, которая с каждым годом все дороже. В этом году закуплено свыше 30 тонн дизельного топлива, 14 тысяч тонн инертных материалов. Количество сотрудников на предприятии 750 человек, заработная плата в среднем около 130 тысяч тенге. Если учитывать все нормативы, то для качественной уборки города в зимний период нам необходимо в два раза больше средств, но мы получаем только 1,6 миллиарда тенге в год, а это, учитывая все расходные материалы очень мало, отсюда и нарекания жителей, что мы не справляемся, – сказал на встрече руководитель ТОО «Жайык таза кала» Ринат Нургалиев.
Во время разговора выяснилось, что практически ТОО «Жайык таза кала» является монополистом в этой сфере, другие подрядные организации не участвуют в конкурсных процедурах на проведение работ по очистке города. Но, как отметил заместитель акима г.Уральска Асхат Кульбаев, необходимо учитывать и то, что не каждое предприятие имеет на своем балансе спецтехнику и необходимую рабочую силу для уборки территории областного центра.
-Хотелось бы сказать, что ни один регион в стране, ни один город не может похвастаться идеальным качеством уборки улиц. Тем более, нужно учитывать экстремальные климатические условия нашей местности, когда идут дожди в морозные зимние дни, сменяемые снегопадами и метелями. Конечно, контроль за качеством работ нужен постоянно, но необходимо учитывать, что у нас нет условий для развития здоровой конкурентной среды. К участию в конкурсных процедурах по благоустройству и очистке города допускается любая порядная организация, но далеко не каждая соответствует всем критериям отбора. В итоге заключается договор с единственной компанией, прошедшей конкурсный отбор, – сказал он.
Председатель комиссии по сотрудничеству с правоохранительными органами и противодействию коррупции при областном Общественном совете ЗКО Жанслу Туремуратова отметила своевременность поднимаемой проблемы.
-Каждый год эта ситуация повторяется. Тысячи уральцев становятся заложниками «зимних проблем» коммунальных служб, получая при этом серьезные травмы. Поэтому данный вопрос необходимо поднимать до наступления зимнего периода и держать на совместном контроле как госорганами, так и общественными организациями, – сказала Ж.Туремуратова.
В ходе встречи общественниками был высказан ряд предложений по улучшению ситуации. Например, согласно правилам благоустройства предприниматели обязаны убирать снег и лед с прилегающих территорий, но специализирующейся службы по вывозу снега в городе нет. Заместитель руководителя филиала РСМГ «Ел намысы» по ЗКО Людила Щукина предложила создать специальную городскую службу по вывозу снега с участием местных предпринимателей. Представитель филиала РОО «Әділдік жолы» Ахметжан Бауыржан отметил, что в зимнее время заказчику совместно с НПО следует на постоянной основе проводить совместные выезды с целью мониторинга процесса уборки и вывоза снега.
-Почему подрядчик говорит, что не справляется с объемом работ ввиду низкого финансирования? Ведь он же сам подписал договор на оказание услуг по уборке и вывозу снега, значит изначально он согласился на такую сумму, значит обязан выполнить свою работу добросовестно и качественно, – заметил председатель областного филиала общественного объединения «Народная партия Казахстана» Борис Лаврентьев.
В целях снижения коррупционных рисков необходимо разработать и утвердить критерии приемки выполненных подрядной организацией работ по содержанию территории в зимние и летние периоды, с учетом оценки качества их выполнения, которые позволят определить процент уменьшения участков убираемой площади по видам работ, и качество выполненной работы. Также необходима методика расчета стоимости работ, предусматривающая нормативы финансовых затрат по каждому виду работ, установление нормы времени на определенный вид работы, нормы распределения противогололедных материалов по объектам, порядок расчета объема фактически выполненных работ, который позволит эффективно расходовать бюджетные средства при распределении по видам работ.
В завершении встречи Антикоррупционная служба ЗКО рекомендовала отделу жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральск проработать вопрос о внедрении электронной системы контроля с функциями фото-видео фиксации выполненных работ и автоматизированного подсчета выполненных объемов, которая позволит создать электронную доказательственную базу фактически выполненных работ. Также необходимо проводить совместные выезды представителей заказчика и подрядной организации, выполняющей работу, не менее 4 раз в месяц для оценки качества выполненных работ с последующим составлением соответствующего акта, а также разработать и утвердить критерии приемки выполненных работ и методику расчета стоимости работ.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz