Порядок прохождения практики будущими педагогами пересмотрят в РК
15 августа 2022

Порядок прохождения практики будущими педагогами пересмотрят в РК

Ценные архивные документы вернули в Казахстан
15 августа 2022

Ценные архивные документы вернули в Казахстан

Сколько иностранных туристов посетили Казахстан
15 августа 2022

Сколько иностранных туристов посетили Казахстан

Контрабандный ввоз 90 тонн винограда пресекли в Туркестанской области
15 августа 2022

Контрабандный ввоз 90 тонн винограда пресекли в Туркестанской области

Компании ЗКО готовы к масштабным проектам
15 августа 2022

Компании ЗКО готовы к масштабным проектам

В соцсетях рассылают фейк об отмене классов с русским языком обучения
15 августа 2022

В соцсетях рассылают фейк об отмене классов с русским языком обучения

14.01.2022, 9:59
Просмотры: 151
Гвозди бы делать из этих людей…

Ушел из жизни Почетный железнодорожник Нариман Габбасович Рзалиев. Летом он отметил 70-летие, почти полвека верой и правдой прослужив стальной магистрали Казахстана, из них 40 лет – в Западно-Казахстанской области. Внук сельского труженика, сын фронтовика, инженер от Бога и просто очень хороший человек Нариман Рзалиев вписал много достойных страниц в историю железной дороги Казахстана.

Рзалиев-1

Он родился в семье учителей 13 июля 1951 года в Уральске. Примером ему служили родители. Отец, Габбас Рзалиевич – фронтовик, комиссар, орденоносец, уволился в запас в 1947 году в звании капитана. Работал учителем биологии, затем много лет на партийной и советской работе, завершив трудовой путь председателем областного комитета профсоюзов. Мама, Райхан Кисетовна, стала настоящей боевой подругой отцу, нашла его в госпитале в 1943-м после очередного тяжелого ранения и больше они не расставались. Заслуженный учитель КазССР, она более 40 лет преподавала химию в школе.

В школьные годы Нариман показал особые успехи в точных науках, что и определило выбор профессии. В 1968 году он поехал в Алма-Ату поступать в политехнический институт, а подал документы в Алма-Атинский филиал Ташкентского института инженеров путей сообщения на специальность «автоматика, телемеханика и связь». Успешно сдавших экзамены распределяли по разным вузам Советского Союза. Рзалиев был направлен в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Надо сказать, что на формирование мировоззрения Наримана Рзалиева большое влияние оказал и друг отца Бисен Жумагалиев, фронтовик, журналист, писатель, Почетный гражданин Уральска. Бисен-ага очень любил смышленого, не по годам серьезного мальчугана. Его рассказы о дружбе с  поэтом Константином Симоновым, с писателем Михаилом Шолоховым, о Ленинграде, в прорыве блокады которого он участвовал, произвели на парня огромное впечатление, вызвав желание когда-нибудь побывать в городе-герое. Мечта сбылась, и Нариман не упускал возможности посетить все достопримечательности культурной столицы. Успевал и подрабатывать, не снижая успеваемости.

По окончании вуза Рзалиев вернулся в Казахстан и был распределен в Актюбинское отделение дороги. В августе 1973 года он приступил к выполнению обязанностей инженера по контролю за ходом строительства электрической централизации станции Кандагач. В 1970-е это была одна из семи важнейших станций Казахской железной дороги, полным ходом шла ее реконструкция. С образованием Уральского отделения дороги в 1974 году он был переведен на должность старшего инженера Уральской дистанции сигнализации и связи.

До этого времени Уральск был заштатным городком, а с образованием Уральского отделения дороги развитие областного центра пошло семимильными шагами. В городе велось активное строительство, наращивалось производство промышленных предприятий и сельского хозяйства. Именно в те годы была существенно улучшена социальная база отделения дороги – свои школы, детсады, железнодорожная больница считались лучшими в городе. Строились дома, поднималась производственная база. Начальником Уральского отделения дороги стал Омыртай Сахтанов.

Спрос с молодого специалиста Рзалиева был большой, ведь многие железнодорожники не имели профильного образования, а задачи стояли грандиозные. Чтобы обеспечить бесперебойную работу старого оборудования, приходилось буквально дневать и ночевать на рабочем месте, постоянно  выезжать на линию. На личную жизнь времени не оставалось. Он даже женился по-военному быстро: предложение сделал через три дня после знакомства. Раиса Маменовна работала хирургом и тоже оказалась неробкого десятка. Настолько, что едва поженившись, они поехали на БАМ.

В 1979-м мобилизацию молодых специалистов в железнодорожные войска на строительство одного из самых амбициозных проектов XX века – Байкало-Амурской магистрали проводило Министерство обороны СССР. Рзалиев попросился служить непосредственно на оснащение трассы и на 2 года стал командиром взвода по обустройству верхнего строения пути под Комсомольском-на-Амуре. Свою службу несла и Раиса Маменовна – участковым врачом в районной поликлинике за 50 километров от места дислокации части. Жили в небольшом поселке Ургал в вагончиках, щитовых домах. Летом жара, гнус, зимой – дикие морозы. И урановые рудники неподалеку.

Эти два года на БАМе сказались на здоровье. Уже в Уральске у Раисы был обнаружен рак. Около года Нариман Габбасович жил между Уральском и Москвой, прекрасно справляясь со служебными обязанностями и умудряясь регулярно навещать жену в Московском онкоцентре. Они победили недуг вопреки всем прогнозам. И лишь дважды за всю свою трудовую биографию Н.Г. Рзалиев брал полный отпуск, чтобы дать возможность жене восстановиться после родов.

В 1984 году родился первенец. Арман окончил Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, после магистратуры работает в компании «Лукойл». Младший Нуркен родился в 1988-м, был президентом 11-й школы, прошел отбор по госпрограмме «Болашак» и успешно окончил МГИМО. Сейчас он соучредитель казахстанского интернет-холдинга ChocoFamily.

С 1983 по 1986 годы Нариман Габбасович работал главным инженером Уральской дистанции сигнализации и связи, затем почти 10 лет – начальником отдела кадров Уральского отделения дороги, списочная численность к тому времени составляла около 13000 человек. Остро стоял вопрос обучения молодых кадров. Алма-Ата, Москва и Ленинград далеко. По соседству был Куйбышевский институт инженеров путей сообщения. По инициативе Н.Г. Рзалиева добились разрешения в Министерстве путей сообщения СССР направлять абитуриентов из Уральска в Куйбышев, ныне г. Самара. Нариман Габбасович сумел так выстроить отношения с ректоратом, что на Уральск выделялось по 40 мест, а вступительные экзамены принимала выездная комиссия. По окончании вуза специалисты возвращались в Уральское отделение дороги. Сегодня на железнодорожных предприятиях Казахстана и России работают более 100 человек из числа тех, кого направил в КИИПС Рзалиев. Этот договор с вузом действовал до 1993 года, потом обучение стало платным.

С развалом СССР тяжелые времена настали и для железных дорог Казахстана. В это сложное время, в 1997 году Нариман Рзалиев назначается на должность заместителя начальника филиала по технической работе Уральского отделения дороги, затем – заместителя начальника Уральской дистанции сигнализации и связи.  Чтобы руководить, нужно самому очень хорошо разбираться в технических тонкостях, и Рзалиев вновь сел за учебники.

В 2002 году его назначают главным инженером филиала АО «НК «Қазақстан темір жолы»-«Уральское отделение дороги». Под его руководством была введена в действие диспетчерская централизация «Нева». В 2003 году были выданы техусловия для строительства нефтяных железнодорожных терминалов на станциях Ростошский (ныне Белес) и Пойма. Надзор за ходом строительства и соответствия нормам Рзалиев вел лично. Благодаря строительству ТОО «Жаикмунай» за свой счет полностью сменило автоматику на этих станциях. С большими сложностями новые железнодорожные ветки врезались в действующую систему, однако справились и с этой задачей. Терминалы работают исправно по сей день.

Руководил Нариман Габбасович строительством и вводом в действие приемо-отправочных путей на станциях Уральск, Казахстан и Илецк. Да и в целом все 13 лет его работы в качестве главного инженера отмечены успешными решениями сложных задач. В их числе – участие в ликвидации последствий сильного землетрясения на станции Луговая Жамбылской области в 2003 году, где он руководил бригадой Уральского отделения дороги и где ему очень пригодился опыт службы на БАМе. В итоге местное население провожало уральских железнодорожников со слезами благодарности. В 2005-м году он также участвовал в ликвидации ЧП в поселках Доссор и Макат в Атырауской области, где в результате аномальных ливней было разрушено и повреждено более 200 домов, без крова остались более 2000 человек, из строя вышли две насосные станции, между станциями Доссор и Макат размыло железнодорожный путь, что привело к крушению грузового состава и гибели трех человек, было прервано движение ряда пассажирских поездов.

В апреле 2011 года большое наводнение пережил и Уральск, когда более 6000 человек остались без крова.  По профсоюзной линии была оказана большая помощь пострадавшим железнодорожникам – около 40 семей остались без жилья, личных вещей и продуктов. Одна из восьмиэтажек в Уральске для пострадавших от наводнения построена на средства «Қазақстан темір жолы». За счет компании были восстановлены разрушенные или поврежденные дома железнодорожников на разъездах и станциях. В тот год Нариман Габбасович был награжден юбилейной медалью «20 лет Независимости Республики Казахстан».

Одним из самых тяжелых моментов своей трудовой биографии Рзалиев считал ЧП зимой 2012 года на Илецком железнодорожном узле (в те годы он был под юрисдикцией Уральского отделения дороги), когда враз сгорела вся автоматика в результате повреждения основного кабеля. Через узловую станцию Илецк-1 проходит 12 пассажирских поездов, большой транзитный грузовой поток, а регулировать приходилось вручную. Прогноз был: на восстановление полгода. Под руководством Рзалиева бригада из 20 специалистов работала круглосуточно, новое оборудование автоматического регулирования было полностью установлено за два месяца.

Эти достижения были отмечены в 2003 году Благодарственным письмом президента АО «НК «ҚТЖ», в 2004-м – юбилейной медалью «Қазақстан темір жолына 100 жыл», а в 2014-м – знаком «Почетный железнодорожник».

Когда Наримана Габбасовича избрали председателем профкома Уральского отделения дороги, профсоюзной работе он отдавался столь же самоотверженно, как и производству. Своими руками построил дом, обустроил приусадебный участок, высадив прихотливые для Приуралья хвойные деревья. Шутил: «Как положено мужчине, дом построил, сыновей вырастил, деревья посадил». И хотя окончательно ушел на покой в 2017-м, связь с родным отделением не терял. Его очень уважали в коллективе, советовались с ним по многим производственным вопросам и трудовому законодательству.

Все, кто знаком с Нариманом Габбасовичем, кому посчастливилось работать с ним или под его началом, говорят о его глубокой порядочности, высоком профессионализме и необыкновенной скромности. Он никогда не повышал голоса, но мог быть жестким и принципиальным, если того требовала ситуация. На него можно было положиться всегда: рассудит, объяснит, примет решение, поддержит и никогда не предаст. Ни человека, ни дела, ни страны. Именно о таких как он людях написал поэт Николай Тихонов: «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей».

Уральские железнодорожники искренне соболезнуют родным и близким Наримана Габбасовича Рзалиева в связи с тяжелой утратой. Память о нем будет жить вечно.

Марианна Краузе,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале