На минувшей неделе Уральск посетил министр науки и высшего образования Саясат Нурбек. В ходе двухдневного рабочего визита глава ведомства поднимал актуальные проблемы, связанные с подготовкой востребованных в регионе кадров и развитием науки. В первый день состоялось выездное заседание представителей Ассоциации высших учебных заведений страны с участием акима области Наримана Турегалиева.
В мероприятии также приняли участие президент Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан Рахман Алшанов, ученые и ректоры частных высших учебных заведений страны. В ходе выездной встречи участники обсудили состояние и перспективы дальнейшей интеграции отдельных высших учебных заведений в реализацию программ регионального развития. Выступая на совещании, глава региона подчеркнул, что высшее образование является одним из важных механизмов внедрения инноваций в развитие экономики страны, и что предстоящие изменения и нововведения – инициированные Главой государства, задают огромные задачи и цели перед отечественными вузами.
– На встрече со студентами и молодыми учеными в Алматы Глава государства отметил, что нашей стране нужны не конторы по раздаче дипломов, а конкурентоспособные учебные заведения. «В нашем обществе должен укорениться культ знаний, а не диплома». На сегодняшний день в четырех вузах нашего региона более 25 тысяч студентов получают образование по выбранной ими специальности. Выпускники наших вузов трудятся в разных сферах и вносят вклад в развитие нашего региона и страны в целом, – отметил аким области
Н. Турегалиев.
Концепция развития высшего
образования и науки
на 2023- 2029 годы
Министр науки и высшего образования Саясат Нурбек представил проект Концепции развития высшего образования и науки РК на 2023-2029 годы. Выступая на совещании, глава профильного ведомства сообщил, что для прогноза изменений на рынке труда и определения направлений подготовки специалистов создан атлас новых профессий.
– В целом, реализация концепции будет способствовать доступности высшего и послевузовского образования, опережающему кадровому обеспечению и развитию инфраструктуры и цифровой архитектуры высшего образования, повышению глобальной конкурентоспособности казахстанской науки и увеличению ее вклада в социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны, росту инвестиций частного сектора. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается 119 высших учебных заведений, в том числе 16 акционерных и 47 частных, количество учащихся 626 200 человек. В международный академический рейтинг Quacquarelli Symonds World University Rankings вошли 16 казахстанских вузов. Концепция включает в себя все задачи Главы государства по развитию системы высшего образования и науки на следующие семь лет. В рамках данной концепции предусмотрено 13 направлений. В результате реализации данных направлений к 2029 году планируется охватить 75% населения высшим образованием, трудоустроить – 75% выпускников, открыть – 12 филиалов зарубежных высших учебных заведений и войти в состав 15 высших учебных заведений в ТОП-700 QS, – поделился С. Нурбек. Всем известно, передовое кадровое обеспечение – одна из приоритетных задач в этом направлении, именно поэтому реализуется проект «Мамандығым-болашағым». Это стратегически важный проект. Его основная цель – гармонизация, сопряжение рынка труда и сферы образования. Следующая цель – приведение в соответствие с современными требованиями программы обучения в вузах, колледжах. Для этого надо обучать и повышать уровень квалификации учителей, предприятия должны полноценно переходить на дуальный формат. Колледжи, вузы должны быть в «связке», выступать в качестве «опекунов», целенаправленно заказывать кадры. В результате такого сотрудничества проводятся форсайт-исследования кадровых потребностей каждого региона и разрабатываются региональные карты бизнеса. В настоящее время проект реализуется в шести регионах страны – Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Павлодарской, Акмолинской областях и в столице. С учетом региональных карт предприятий работа по обновлению образовательных программ будет продолжена,– подчеркнул глава ведомства.
В текущем году ведомством планируется выделить 88 093 гранта, из которых 73 061 гранта на бакалавриат, 13 114 – на магистратуру, 1918 – на докторантуру, 12 560 грантов по направлению «Педагогика». В рамках программы «Серпін» будет выделено 3653 гранта, в рамках которых примут участие 16 университетов.
Развитие инфраструктуры
По словам спикера, в настоящий момент инфраструктура вузов устарела. Последние крупные государственные инвестиции в строительство корпуса пришлись на 70-е годы прошлого века. На сегодняшний день во всех регионах страны наблюдается большой дефицит студенческих мест в общежитиях. До 2029 года планируется ввести 70 тысяч новых койко-мест в общежитиях. Будет проработана возможность субсидирования затрат на проживание в рамках размещения государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов организаций высшего или послевузовского образования местами в общежитиях. Кроме того, для реализации поручения Главы государства планируется создание новых кампусов, строительство научно-исследовательского хаба, академического городка.
Пять филиалов авторитетных
зарубежных вузов
– В рамках реализации протокольных поручений Президента, прорабатываются вопросы по открытию до 2025 года дополнительно не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов, в том числе двух филиалов вузов с техническим уклоном в западном регионе. Уже сегодня созданы филиалы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на базе КазНУ имени аль-Фараби и Российского университета нефти и газа имени Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа имени С. Утебаева. Также осуществляется модель стратегического партнерства между Северо-Казахстанским университетом имени М. Козыбаева и Университетом Аризоны. Начато сотрудничество Актюбинского регионального университета им. Жубанова с Университетом Хериот Ватт (Великобритания). Также прорабатывается создание филиалов Университетов на базе ряда отечественных вузов. Таким образом, до конца текущего года планируется открыть шесть филиалов, до 2029 года еще четыре филиала. Сейчас расширяется академическая самостоятельность вузов. Во исполнение 78 шага нации «100 конкретных шагов» в 2018 году был принят закон, расширяющий академическую самостоятельность вузов. Данным законом вузам была предоставлена возможность создания собственных образовательных программ, определения квалификационных требований к преподавателям. В результате академическая свобода вузов расширена на уровне бакалавриата до 92%, магистратуры до 90% и докторантуры до 95%, – говорит С.Нурбек.
Высшие учебные заведения области добились положительных результатов в подготовке квалифицированных специалистов. Университеты дают не только академические навыки, но и практические, они активно участвуют в подготовке кадров для предприятий региона. Частные учебные заведения обеспечивают местные производства научной поддержкой и способствуют повышению эффективности производств.
Выступая на встрече, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Академии естественных наук Республики Казахстан Казыбай Бозымов рассказал о роли Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета в подготовке кадров для реализации региональных программ.
По словам спикера, сегодня университет имеет одну из лучших среди профильных вузов страны материально-техническую базу. Это научно-исследовательская лаборатория биотехнологий, виварий, ветеринарная клиника с сельскохозяйственными животными, лаборатория по ветеринарной безопасности. Базами практик являются все хозяйства Агрохолдинга, имеющие Модульный убойный пункт, откормочную площадку, коровники, 2 мясокомбината, более 2000 голов мелкого и крупного рогатого скота, около 17 тысяч гектаров земли, сенокосные угодья, пашни, мастерские, столярную, овчарню, более 70 единиц сельскохозяйственной техники. В хозяйствах Агрохолдинга в рамках дуального обучения проводятся практикоориентированные занятия, профессиональная практика обучающихся; ведется НИР и опытно-конструкторская работа преподавателей, развиваются консалтинговые услуги. На развитие региона также ориентированы научные проекты, хоздоговорные темы преподавателей университета: «Эколого-эпизоотологический мониторинг, контроль и управление патологиями у сайгаков в Западно-Казахстанской области», «Разработка, внедрение перспективных биотехнологических методов воспроизводства КРС». Университет оказывает содействие социально-экономическому развитию региона также через ведение селекционно-племенной работы, связанной с совершенствованием пород скота мясо-молочного направления. Преподаватели университета
участвовали в создании в Западно-Казахстанской области более 20 хозяйств племенного животноводства по разведению казахской белоголовой, калмыцкой, герефордской пород, осуществляя научное сопровождение селекционно-племенной работы.
– В 2018-2020 годы научные исследования велись совместно с учеными Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана по теме «Повышение эффективности методов селекции в скотоводстве», я был руководителем темы. С 2021 года научные исследования ведутся по теме «Разработка технологий эффективного управления селекционным процессом сохранения и совершенствования генетических ресурсов в мясном скотоводстве». Наш университет полностью поддерживает задачи Комплексной программы развития высшего образования и науки на 2023- 2029 годы и планы Министерства по ее реализации. В частности, нам импонирует идея перехода на модель опережающего кадрового обеспечения при подготовке специалистов. Университет готов совместно с местными государственными органами, бизнес-сообществом, другими организациями образования работать в этом направлении. В связи с этим, мы просим Министерство активно привлекать наш университет к участию в таких важных мероприятиях, как форсайт-сессии по определению востребованных в регионе профессий; практические воркшопы по разработке Регионального Атласа новых профессий и компетенций; разработка Регионального стандарта по опережающей подготовке кадров. Скажу еще об одной актуальной проблеме для многих вузов. Связана она с нормативным требованием по коммерциализации научно-исследовательской работы преподавателей. Все мы знаем о наличии определенных трудностей, касающихся слабой заинтересованности бизнеса и производства в трансфере вузами знаний и технологий. Сейчас на государственном уровне начали приниматься меры по стимулированию бизнеса и реального сектора экономики к деловому сотрудничеству с вузовской наукой. Надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена, в том числе при активной поддержке Министерства науки и образования, – поделился К. Бозымов.
Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза
Во второй день своего визита министр науки и высшего образования ознакомился с деятельностью Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. Он встретился с учебным, профессорско-преподавательским советом и студентами, узнал о достижениях, ознакомился с материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом вуза. Визит министра начался с посадки елок перед учебным корпусом ЗКИТУ. В мероприятии также приняли участие аким области Нариман Турегалиев и президент Ассоциации вузов РК Рахман Алшанов, ученые из Турции и ректоры вузов из разных регионов Казахстана. В ходе встречи была представлена выставка работ педагогов и ученых вуза, гостей ознакомили с проводимыми в университете прикладными научно-исследовательскими работами, фундаментальными научными исследованиями социально-гуманитаного направления, поделились вкладом НИР ЗКИТУ в социально-экономическое развитие региона. Позже была организована торжественная церемония открытия телестудии ЗКИТУ министром НВО РК, была продемонстрирована работа специализированных учебных кабинетов и лабораторий, оборудованных для обеспечения надлежащего проведения учебно-воспитательного процесса. Гости университета ознакомились с Научно-производственным центром ветеринарии и биотехнологий ЗКИТУ, побывали на лабораторно-практических занятиях по ветеринарным дисциплинам, направленным на укрепление практических знаний и навыков.
Также глава профильного ведомства посетил детский сад «Айяна». Проект создан в рамках цепочки детский сад-школа-колледж-университет. Дошкольное учреждение находится под оперативным управлением вуза. Здание детского сада построено в 2021 году на 180 мест.
Далее была организована встреча министра с профессорско-преподавательским составом и студентами университета. Студентам представилась уникальная возможность получить информацию из уст министра о важных и актуальных вопросах в развитии высшего образования.
Затем делегация направилась в Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем. Глава профильного ведомства ознакомился с научно-образовательной деятельностью и перспективами развития вуза. Работа университета направлена на системное развитие исследований и инноваций, поддержку новых перспективных научных направлений. Президент научно-образовательного комплекса «КазИИТУ» Аксерик Айтимов рассказал о предстоящих планах, обозначенных в стратегическом плане развития вуза. В процессе знакомства министр осмотрел учебные корпуса, обновленные современные лаборатории и учебные аудитории.
На территории семь учебных многоэтажных корпусов на праве собственности, студенческое общежитие на 100 мест, целых три спортивных зала. Функционирует сразу две библиотеки с читальными залами на 250 посадочных мест и электронная библиотека, специализированные предметные кабинеты, компьютерные, лингафонные, мультимедийные, интерактивные классы. Ведут свою работу 14 лабораторий, оснащенных современными необходимыми техническими средствами обучения, в том числе криминалистический полигон, HI-TECH лаборатория нового поколения, уникальный учебно-лабораторный комплекс волоконно-оптической линии связи. Лабораторные помещения соответствуют установленным законодательством РК требованиям, а также оснащены программными продуктами. Лабораторная база, отвечающая современным требованиям, позволяет студентам и магистрантам проводить научно-исследовательские, практические и лабораторные работы.
– В настоящий момент фундаментальные и прикладные научные исследования ведутся по 11 проектам. Для развития предпринимательства среди студенческой молодежи с 2017 года действует молодежный бизнес-инкубатор. На базе работают 26 стартап-компаний. Международное сотрудничество осуществляется на основе 57 договоров с зарубежными вузами и научными центрами. Существенно укрепилась материально-техническая база университета, вуз располагает мощной и солидной материально-технической базой, оснащенной современными техническими средствами. Подготовка кадров с высшим и послевузовским образованием осуществляется по 25 образовательным программам. Сейчас в нашем университете получают знания 4430 человек. В рамках интернационализации образования привлекаются иностранные студенты, их доля на данный момент составляет 5% от общего количества обучающихся. Доля выпускников, трудоустроенных в первый год после окончания университета, составляет 74%. За годы образовательной деятельности вуз подготовил для отраслей экономики более 35 тысяч высококвалифицированных кадров. Многие из них занимают руководящие посты в Сенате Парламента РК, правоохранительных государственных органах, структурных подразделениях областных, городских и районных акиматов, крупных финансовых институтах и национальных компаниях, – говорит А.Айтимов.
На базе университета открылся выставочный зал «Радуга», оснащенный репродукциями шедевров мирового искусства из Третьяковской галереи, Эрмитажа и других музеев мира. Данный выставочный зал является уникальным и идеальным местом для тематических и культурных мероприятий. Здесь же создан Музей боевой славы силами сотрудников и студентов университета в целях гражданско-патриотического воспитания.
В ходе рабочего визита Саясат Нурбек посетил еще один объект. Западно Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана – крупнейший многопрофильный центр кадрового и научного обеспечения экономики страны. Университет – один из ведущих и широко известных в стране вузов, осуществляющий образовательную и научную деятельность. На базе университета функционирует аккредитованный Испытательный центр, в состав которого входит сразу три лаборатории. Это место, где ученые проводят исследования с применением современных методик и технологий. Центр призван сделать отечественные передовые научные достижения биотехнологии, полезными и коммерчески успешными. Можно смело сказать, что Испытательный центр отвечает всем международным требованиям, выполняет важную роль в развитии агропромышленного комплекса, являясь звеном между государством, наукой и сельхозтоваропроизводителями. Полная укомплектованность современным оборудованием и измерительными средствами новейшего поколения, автоматизация процесса испытаний, позволяет минимизировать влияние человеческого фактора и исключить вероятность ошибок. Саясат Нурбек ознакомился с результатами научно-инновационных проектов молодых ученых также был проинформирован об образовательных программах университета.
– На сегодняшний день в регионе продолжат свою работу четыре достаточно серьезных конкурентоспособных университета. Сегодня нам удалось ознакомиться с их работой. Представители рассказали нам о текущих результатах, намеченных планах, и достижениях. Все они работают по перспективным направлениям, здесь можно отметить сельское хозяйство, биотехнологию, ветеринарию. Причем ветеринарная специальность в очень хорошем прикладном формате, это дефицитная профессия. Семилетняя концепция – новый принципиальный документ, в котором региональные университеты определены как самые приоритетные, потому что львиная доля кадров готовится именно в регионах. Стоить признать, что долгие годы наши региональные университеты оставались без должного внимания и соответствующего финансирования. Сейчас в стране насчитываются более 600 тысяч студентов, 65 % из них обучаются в частных университетах. Мы будем финансировать региональные университеты, обеспечивать их лабораториями, оборудованием, необходимо усилить подготовку научных кадров. К сожалению, из 620 тысяч студентов на сегодняшний день можно насчитать менее 1%, у которых есть степень доктора Phd, получивших степень магистра всего 7-8 % и почти 92% бакалавры. Это показывает, что наши вузы не исследовательские, а в первую очередь педагогические. Поэтому необходимо увеличить подготовку научных кадров и это наша первостепенная задача на ближайшие семь лет. Сегодняшние реалии дают большие возможности для западноказахстанского региона стать еще одним образовательным хабом для мобильности студентов мира. Для построения новой экономики важно повышение конкурентоспособности вузов, – подытожил С. Нурбек.
Перизат Баймагамбетова,
zhaikpress.kz