19.02.2019, 9:23
Просмотры: 179

Изменения в законодательстве в сфере государственных закупок

С 1 января 2019 года введены в действия поправки в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434 и другие законодательные и подзаконные акты в сфере государственных закупок.

goszakupИзменения направлены на снижение административных барьеров, уменьшение коррупционных рисков, повышение ответственности поставщиков и повышение качества товаров, работ и услуг, получаемых государством посредством государственных закупок.

Так, дано новое понятие государственные закупками - приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) собственных доходов, за исключением доходов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан.

Если ранее, за счет средств из собственных доходов (платные услуги) государственные закупки проводились по решению заказчиков, то с 1 января 2019 года приобретение товаров, работ и услуг из собственных доходов являются государственными закупками и должны проводиться в соответствии с Законом.

Для повышения прозрачности государственных закупок и предоставления равных возможностей Заказчики при проведении закупок работ, по которым имеется проектно-сметная документация, обязаны в годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок):

1) указать предварительную оплату (аванс) в размере тридцати процентов от суммы, выделенной для осуществления государственных закупок, без учета налога на добавленную стоимость;

2) разместить на веб-портале государственных закупок проектно-сметную документацию, прошедшую экспертизу в соответствии законодательством Республики Казахстан. Сроки выполнения работ по таким государственным закупкам должны соответствовать срокам выполнения работ, указанным в утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

При этом, поставщик победивший в данной закупке, обязан внести обеспечение договора в размере аванса, либо имеет право отказаться от аванса и соответственно не вносить такое обеспечение.

В целях уменьшения нарушений в сфере государственных закупок, единообразного применения норм права и ускорения процедур проведения закупок, Уполномоченным органом определен перечень товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок на республиканском, областном и районном уровнях.

Еще одним нововведением является процесс обсуждения всех закупок проводимых способом конкурса/аукциона, потенциальные поставщики не принимавшие участие в обсуждении условий и технической спецификации проводимых государственных закупок не имеют право на подачу жалобы. Вместе с тем, Заказчику дано право самостоятельно до истечения срока представления потенциальными поставщиками заявок на участие в конкурсе внести изменения в конкурсную документацию, при этом конкурсная документация подлежит повторному обсуждению.

Кроме того, потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки на участие в конкурсе либо не внесшим его в размере, определенном правилами осуществления государственных закупок, не предоставляется доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других потенциальных поставщиков.

В целях повышения качества выполняемых работ и оказываемых услуг запрещено предоставление потенциальными поставщиками демпинговых цен.

Так, в Правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается:

по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%;

по проектированию технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации в размере 15%;

по услугам технадзора в размере 15%.

Основным критерием для выбора поставщика по данным закупкам будет являться опыт работы по предмету закупки, а при равенстве условных цен победителем будет определен потенциальный поставщик заплативший больше налогов за последние 4 лет.

С целью предоставлению равных возможностей потенциальным поставщикам, а так же уменьшение коррупционных рисков, внесены поправки, согласно которым Заказчик не вправе проводить закупки из одного источника, в случае если при проведении конкурса/аукциона принимало участие более одного потенциального поставщика.

Другими словами, если ранее Заказчикам было выгодно отклонять потенциальных поставщиков и в последующем заключать договор с одним допущенным к участию потенциальным поставщиком, то с 1 января 2019 года, такие закупки обязаны проводить повторно.

В случае если повторные закупки не состоятся по причине отсутствия заявок, либо подана 1 заявка, то Заказчик имеет право осуществить закупки способом из одного источника, в противном случае закупка проводится заново.

Еще одной мерой, направленной на повышение качества поставляемых товаров, является право Заказчика на указание марки, товарного знака, знака обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, при закупке товаров представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При этом следует учитывать, что под стоимостью товара понимается годовая сумма выделенная на приобретение однородного товара, которая должна не превышать 1000 МРП, что в 2019 году составляет 2 525 000 тенге.

Однородные товары– товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции, при этом не взаимозаменяемые.

Обобщая эту норму можно сделать следующий вывод, запрещается дробить годовую сумму выделенную на приобретение товара с целью указания марки, модели или иных характеристик, а так же дробить однородные товары на лоты с этой же целью.

Также в целях гарантии надлежащего исполнения договора, заключенного по результатам проведения закупок способом запроса ценовых предложений,  поставщик обязан внести обеспецение договора в размере 3% от суммы договора.

В целях упрощения процедур государственных закупок по малозначительным закупкам работ и услуг увеличена пороговая сумма до 500 МРП, а для сельских округов четвертого уровня бюджета пороговая сумма увеличена до 3000 МРП.

Вместе с тем, усилена ответственность организаторов закупок за ненадлежащее проведение процедур государственных закупок.

Так в статью 207 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» внесены изменения предусматривающие ответственность за неправильный расчет критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, а так же несвоевременное рассмотрение заявок потенциальных поставщиков на участие в конкурсе (аукционе), а равно несвоевременное размещение протокола предварительного допуска и (или) протокола итогов

Кроме того, в случаях неразмещения или несвоевременного размещения годового плана государственных закупок или внесенных изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок на веб-портале государственных закупок, а равно утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития), или индивидуальному плану финансирования в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуются заключения договоров о государственных закупках, а так же осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг, не предусмотренных в утвержденном годовом плане государственных закупок, должностные лица будут привлекаться к административной ответственности.

Виталий Пак,

заместитель руководителя Департамента

внутреннего государственного аудита

по ЗКО КВГА МФ РК 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале