В Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений внесены новые пункты, которыми детализирован порядок подачи заявления для сдачи теоретического или практического экзаменов.
В частности, для сдачи теоретического или практического экзаменов кандидаты в водители подают заявление через портал электронного правительства (ПЭП), объекты информатизации (информационные системы банков второго уровня) (объекты информатизации), или посредством обращения к оператору услуг.
При обращении через ПЭП, объекты информатизации кандидат в водители проходит идентификацию путем сверки биометрических данных лица со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах. После в "личном кабинете" кандидата в водители отражается статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.
При обращении к оператору услуг кандидат в водители предъявляет документ, удостоверяющий личность, либо электронный документ из сервиса цифровых документов.
Работник оператора услуг сверяет документ, удостоверяющий личность, либо электронный документ со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах (для идентификации).
В случаях отрицательного результата идентификации личности кандидата в водители непосредственно перед проведением экзамена, в том числе путем биометрической сверки, составляется акт о не прохождении идентификации личности по форме, определяемой Госкорпорацией, с внесением соответствующих сведений в информационную систему.
Кандидату в водители отказывается в последующей сдаче теоретического или практического экзаменов на основании акта о не прохождении им идентификации личности в течение 6 месяцев с даты оформления указанного акта.
Также регламентирована процедура сдачи повторного экзамена.
Кандидат в водители выбирает место, день и время сдачи теоретического или практического экзаменов, исходя из наличия свободных мест для сдачи теоретического или практического экзаменов не позднее одного рабочего дня до дня его проведения и с учетом сроков, установленных в настоящем пункте.
Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается на следующий рабочий день со дня проведения предыдущего.
При двух отрицательных результатах сдачи теоретического экзамена, каждый последующий теоретический экзамен в случае отрицательного результата проводится не ранее чем через один месяц.
При двух отрицательных результатах сдачи практического экзамена, последующий практический экзамен проводится не ранее чем через один месяц.
При трех отрицательных результатах сдачи практического экзамена результаты сдачи теоретического экзамена аннулируются (количество попыток обнуляется). К сдаче теоретического экзамена кандидат в водители допускается не ранее чем через два месяца.
Лица, прошедшие обучение по направлениям местных органов военного управления, к повторному экзамену допускаются через семь календарных дней.
Как будет проходить теоретический экзамен
Теоретический экзамен проводится в экзаменационном классе, оборудованном:
- аппаратно-программным комплексом (АПК) для управления очередью;
- АПК для идентификации кандидата в водители и для отображения номера его автоматизированного рабочего места (АРМ), полученный методом генерации случайных чисел;
- системой идентификации кандидата в водители путем сверки биометрических данных лица, кандидата в водители со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах;
- металлоискателем;
- АПК подавления сигналов связи;
- АПК видеонаблюдения, подключенного к ситуационному центру;
- IP-камерами общего наблюдения;
- системой прокторинга, подключенной к ситуационному центру;
- коммутационным оборудованием;
- АРМ оператора, подключенного к облачному центральному серверу;
- АРМ клиента, подключенного к облачному центральному серверу.
При этом каждый АРМ кандидата в водители оснащается монитором, веб-камерой, IP-камерой, клавиатурой и мышью.
Форма проведения теоретического экзамена – индивидуальная.
До начала тестирования экзаменатор проводит для кандидата в водители инструктаж и отвечает на возникшие вопросы. Кандидат в водители, имеющий неудовлетворительное самочувствие, до начала сдачи теоретического экзамена сообщает об этом оператору. В этом случае прием экзамена у такого кандидата в водители проводится в другое время в течение этого дня либо в другой день согласно графику.
Перед входом в зал сдачи теоретического экзамена кандидат в водители проходит идентификацию путем сверки биометрических данных со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах.
Далее на экране выводится фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер кандидата в водители и номер АРМ, полученный методом генерации случайных чисел. После получения номера АРМ, кандидат в водители в течение 3 минут занимает АРМ и начинает сдачу экзамена.
Перед началом экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории или подкатегории (далее - категории) транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается теоретический экзамен, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата в водители.
При этом кандидат в водители проходит дополнительную идентификацию перед началом, во время и в конце экзамена путем сверки биометрических данных со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах.
Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители дублирует выбранный им ответ повторным нажатием соответствующей клавиши. Отсутствие ответа на вопрос считается ошибкой.
Кандидатом в водители не допускается разговаривать с другими кандидатами в водители, обмениваться материалами, использовать информацию на бумажных, электронных носителях, покидать зал сдачи теоретического экзамена, а также заносить в него принимающие-передающие электронные устройства (в том числе мобильные телефоны).
Такие устройства на время приема теоретического экзамена помещаются на хранение в специальные шкафы с ячейками.
Перед входом в экзаменационный класс кандидата в водители проверяют специальными техническими средствами на наличие принимающих-передающих электронных устройств.
Для исключения использования принимающих-передающих электронных устройств используется аппарат подавления передачи сигналов. Контроль надлежащего соблюдения сдачи экзамена осуществляется путем использования системы видеонаблюдения и системы прокторинга. Данные с системы видеонаблюдения и системы прокторинга передаются в ситуационный центр. Данные систем видеонаблюдения также передаются в общий зал ожидания филиала Госкорпорации по месту приема теоретического экзамена, а также профессиональным объединениям по подготовке водителей транспортных средств (далее – профессиональные объединения) по их запросу.
В случае нарушения данных правил прием экзамена прекращается, экзаменуемому выставляется оценка "НЕ СДАЛ" и к повторной пересдаче он будет допущен не ранее чем через 3 месяца.
В случае невозможности сдачи теоретического экзамена вследствие непреодолимой силы (стихийные явления, отсутствие электроэнергии), а также по причине технических неполадок прием теоретического экзамена приостанавливается. При этом оформляется акт о приостановлении проведения теоретического экзамена, а сдача теоретического экзамена проводится в другое время в течение этого дня либо в другой рабочий день, согласно поданной заявке.
Что изменится в процедуре сдачи практического экзамена
Практический экзамен принимается на автоматизированном автодроме Госкорпорации, оснащенном транспортными средствами соответствующих категорий и оборудованными специализированными устройствами автоматического считывания результатов вождения.
Расположение автоматизированного автодрома осуществляется в соответствии требованиями правил, технических норм и стандартов в части безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
Автодром обеспечивает высокую пропускную способность транспортных средств при сдаче практического экзамена.
Для приема практических экзаменов на автоматизированном автодроме используются транспортные средства соответствующие требованиям пунктов 42,43,44,45 настоящих Правил, а также оборудованные системами приема/передачи информации на государственном и русском языках, датчиками, световым и/или звуковым сигналом аварийного торможения, дисплеем, обеспечивающими функционирование транспортных средств как элемента автоматизированной системы автодрома, информирование кандидата в водители об оценке в автоматизированном режиме результатов и времени выполнения каждого испытательного упражнения и практического экзамена в целом. Салон транспортного средства оборудуется системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение процесса приема практического экзамена с обзором на 360 градусов и передачей видео информации и звука на рабочее место диспетчерского пункта и в общий зал ожидания филиала Госкорпорации по месту приема теоретического экзамена, с возможностью дальнейшей архивации и сроком хранения не менее 12 месяцев.
Для приема практического экзамена допускается использование транспортных средств учебных организаций с инструктором.
Оценка выполнения испытательных упражнений и выставление штрафных баллов осуществляются в автоматическом режиме без вмешательства работников Госкорпорации.
Прием практического экзамена Комиссией
В случаях отсутствия автоматизированного автодрома и его неисправности, отсутствия транспортного средства либо его неисправности, а также для граждан, обучившихся по программе подготовки водителей механических транспортных средств категорий "С", "D" и подкатегорий "С1", "D1" по направлениям местных органов военного управления в образовательных учреждениях Министерства обороны и Национальной гвардии РК для дальнейшего их призыва на срочную воинскую службу на должности водительского состава в городах Астана, Алматы, Шымкент и областных центрах практический экзамен принимается экзаменационной комиссией (Комиссия).
Состав Комиссии утверждается приказом руководителя уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения. Комиссия является постоянно действующим органом, состоящим из председателя – сотрудника уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения и из трех членов – по одному представителю Госкорпорации, профессионального объединения по подготовке водителей транспортных средств и учебной организации.
zakon.kz