14.05.2024, 10:15
Просмотры: 26

Как предотвратить потопы и сохранить воду?

Третья по величине река Европы Жайык, которая в последние годы вызывала серьезную обеспокоенность в связи с катастрофическим обмелением, в этом году разбушевалась и натворила немало бед. Река вышла из берегов и, затопив всю свою пойму, оставила без жилья сотни семей. Чудом удалось спасти от подтопления областной центр, так как прогнозы были неутешительными.

нурлан сергалиев зко

Специалисты считают, что Жайык входит в фазу своего многоводья и вместе с изменениями климата подобные потопы будут повторяться, поэтому необходимо быть к этому готовыми. Но для того, чтобы встретить обильное половодье во всеоружии, избежать затопления населенных пунктов и сберечь для своих нужд воду, столь драгоценный в условиях нашего засушливого климата ресурс, нужен научный подход, основанный на комплексных и всесторонних исследованиях. Но, к сожалению, последние детальные исследования бассейна реки Жайык проводились еще во времена Союза, и новых данных, отражающих сегодня полную картину, у ученых нет.

В этом году нам, можно сказать, крупно повезло, что весь тот объем воды, который шел к нам с верховьев разлился по пойме и низинам, ведь, если бы Жайык поднялся до 10-11 метров, как ожидалось по прогнозам, сделанным по расчетам сброса воды с верховьев, свой вклад внес рекордный сброс воды с Ириклинского водохранилища, Уральск неминуемо бы подтопило. Конечно, такой катастрофы как в приграничной Оренбургской области у нас бы не произошло, так как часть воды забрала широкая пойма, но вода в город все же зашла бы, нанеся серьезный урон. Жайык имеет свои циклы многоводного и маловодного периода, и сейчас он входит в фазу многоводья, соответственно, подобная ситуация может повториться. По своей длине (2428 км) Жайык уступает в Европе только Волге и Дунаю, площадь бассейна 231 тыс. кв. км. Главной особенностью реки является чрезвычайная неравномерность стока. Так, в многоводный год общий сток Жайыка может быть в 10 раз больше, чем в маловодный. Исходя из данных, предоставленных учеными ЗКУ им. Утемисова, в 1957 году годовой расход Жайыка составил 24 куб. км, а в 1967 году – лишь 2,6 куб. км. Если сравнивать более отдаленные годы, то разница будет еще значительнее. В многоводный 1922 г. Жайык дал Каспию почти в 20 раз больше воды, чем в 1933 г. По амплитуде колебаний суммарного годового стока Жайыку принадлежит европейский рекорд.

– В летний и зимний периоды, 9 – 10 месяцев в году, Жайык – сравнительно небольшая река, а весной в апреле-мае – это мощный и грозный поток, разливающийся в среднем и нижнем течении на многие километры. В отдельные годы ширина весенней реки в среднем течении достигает 18 – 20 км. Среднегодовой сток Жайыка у Кушумского водомерного поста составляет 10,6 куб. км – это в 25 раз меньше, чем общий сток Волги. Но весной, когда паводковая волна достигает своего максимума, Жайык становится в один ряд с великими реками. Наибольший расход реки составил весной 1942 г.: 18,4 тыс. куб. м в секунду – это больше среднегодового расхода не только Волги, но и самой могучей реки России – Енисея. В течение одного года максимальный расход воды в Жайыке может превосходить минимальный более чем в 1300 раз. Это наибольший размах колебаний водности среди крупных европейских рек. Нарастание водности Жайыка от истока к устью происходит следующим образом: при выходе из Ириклинского водохранилища он несет 1,77 куб. км воды; перед слиянием с Сакмарой — 3,44 куб.км, а ниже ее устья — 7,73 куб. км. После впадения в Жайык Илека его водность достигает 9,24 куб. км, а у Уральска ниже устья Чагана — 10,6 куб. км. До Каспия Жайык доносит в среднем около 8 куб.км воды в год, теряя на 800 км участке транзита через прикаспийские полупустыни до четверти своего суммарного стока. За половодье – апрель-май в Жайыке проходит 60 – 80%, а иногда до 96% годового стока. Весеннее половодье на Жайыке – ни с чем не сравнимое природное явление. В среднем течении реки ледоход обычно начинается в первой-второй декаде апреля, а половодье – в третьей декаде апреля. Во время половодья уровень воды в реке поднимается над меженью в среднем у пос. Науразово в верховьях до 2,6 м, у Орска – 6 м, у Оренбурга – 6,6 м, у Уральска – до 7 м. Максимальные подъемы уровня воды в Жайыке достигают 9-11 м. Исток Жайыка лежит на отметке 637 м выше уровня моря, а устье – на 27 м ниже уровня моря. Это означает, что Жайык «падает» в Каспий в среднем по 30 см на 1 км. У соседней Волги, например, падение в четыре раза меньше. Жайык довольно быстрая река, средняя скорость течения в межень составляет 4 – 5 км/ч, а в половодье – до 10 км/ч, – пояснил ректор ЗКУ им. М. Утемисова, кандидат биологических наук, профессор Нурлан Сергалиев (на фото).

По словам профессора, водность Жайыка зависит как от гидроклиматических, так и от антропогенных факторов. Их соотношение сильно меняется по годам. В маловодные по природным причинам годы влияние хозяйственной деятельности (промышленное, сельскохозяйственное, коммунальное водоснабжение) на водность реки сильно возрастает. Серьезные исследования роли антропогенных и природных факторов в изменении водности реки давно не проводились, поэтому как отметил Н. Сергалиев какие-либо прогнозы делать преждевременно.

Пойма – естественное русло реки

Сотни людей, проживающих в пойме Жайыка, остались без жилья. Но с точки зрения экспертов и ученых затопление поймы – естественное биологическое явление.

– Вполне обоснованное и правильное решение не восстанавливать жилье в пойме Жайыка, так как пойма реки – это такое же русло, которое выработалось за сотни лет. И при любых критических повышениях уровня воды в реке Жайык пойма будет затапливаться. Поэтому не имеет смысла восстанавливать разрушенные дома, так как в последующем ситуация будет повторяться. Это не означает, что компенсации не будет, жилье для пострадавших будет строиться, но в другом месте, там, где нет рисков потопления. С научной точки зрения, такой обильный паводок – это благо для природы, оживут пойменные луга и леса, которые уже засыхали из-за длительного отсутствия разливов. Благодаря тому, что по нашей области у Жайыка широкая пойма, около 10 км с каждой стороны, город избежал затопления. Поэтому пойму застраивать нельзя, так как каждая застройка – это те же самые дамбы, которые способствуют наводнению, подтоплению, в том числе жилищного фонда. Реке должно быть куда разливаться, вся вода впитается, заполнит пустоты, в земле должны быть влагозапасы, естественно, поднимется уровень грунтовых вод, – высказал свою точку зрения Н. Сергалиев.

По словам профессора, для улучшения состояния реки Жайык, его притоков и бассейна, в целом необходимо научное сопровождение мелиоративных мероприятий.

– Нужно расширить водоохранную зону реки хотя бы до границ бывшей поймы – заливаемой весной части долины, если пойменные земли розданы на частные земельные паи, распахиваются, застраиваются многоэтажными домами. Что можно сделать уже сейчас? Приостановить застройку поймы. Отказаться от распашки поймы и приречных склонов. Ликвидировать все свалки в долинах рек и разнообразные захоронения бытового мусора в поймах рек, – подчеркнул ученый.

Весной села тонут, а летом страдают от засухи

Помимо изменения цикла главной водной артерии свою роль вносят и климатические колебания. Уже несколько лет подряд населенные пункты сильно топит талыми водами, еще до начала ледохода и разлива рек. Даже те села, которые находятся далеко от рек, подвергаются весенним потопам. Обыватели недоумевают, вроде бы и зимы не особо снежные, раньше снега намного больше было, неоткуда взяться большой воде, но ежегодно села заливает, люди теряют скот и имущество. Причина в том, что зимы стали гораздо короче, то есть, если сравнить то, что раньше первые снегопады начинались в нашей области уже в конце октября начале ноября, то сейчас первый снег у нас выпадает в лучшем случае в середине декабря. За это время почва успевает основательно промерзнуть, период холодов сейчас также значительно сократился по сравнению с прошлыми годами, когда потепление наступало постепенно, в марте только начинались первые оттепели, позволяющие сбросить часть снегозапасов, сейчас же оттепелей нет, в марте сразу начинается активное снеготаяние, температура поднимается до 12-15 градусов. В конце мая уже начинается жара и суховеи. Ввиду таких климатических изменений и происходит резкое снеготаяние, промерзшая почва не впитывает воду и топит населенные пункты. Ситуацию усугубляет отсутствие арычной системы вокруг поселков и прудов-накопителей, куда должны стекаться паводковые воды, которые в летние засушливые месяцы можно использовать для водопоя скота и полива огородов.

– Все это хозяйство необходимо восстановить, совместно с географами провести исследования местности, определить наиболее низкие места и сделать искусственные водоемы. Раньше в каждом колхозе, совхозе такие пруды были. Все исследования должны проводиться комплексно, с привлечением специалистов разного профиля, то есть географов, геодезистов, гидрологов, гидротехников. Такие комиссии должны выработать рекомендации по обустройству дамб для защиты населенных пунктов и отвода талых вод в накопители, где и как их правильно возвести. Воду нужно научиться собирать и рационально использовать. Повторюсь, что без научного подхода никакие ГТС строить нельзя, так как это чревато последствиями. Нужны всесторонние комплексные исследования, и только потом на основании рекомендаций ученых можно приступать к строительству, – подчеркнул Н. Сергалиев. Сейчас же из-за недостатка воды уже несколько лет сельчане допускают водопой скота из водохранилищ, что является грубейшим нарушением всех санитарных и экологических норм. Не раз уже экообщественность и природоохранные ведомства поднимали вопрос по Битикскому водохранилищу, где пасущийся скот вытаптывает естественные гнездовья редких водоплавающих птиц, кроме того, животные заходят в водоем и загрязняют воду. Фермеры объясняют это тем, что им негде пасти и поить скот. Эту проблему можно решить обустройством искусственных прудов. А на всех естественных водоемах и водохранилищах необходимо расширить, выделить и обозначить водоохранные зоны и полосы, постоянно проводить информационно-разъяснительную работу с населением по соблюдению режима водоохранных зон.

Не стоит недооценивать Чаган, малая река питает большую

Немало бед доставил в этом году и основной приток Жайыка – река Чаган, который подтопил расположенные вблизи дачные поселки, в том числе и элитный микрорайон Самал. До сих пор люди не могут попасть в свои дома. Были вполне обоснованные опасения того, что река зайдет в город, в срочном порядке были укреплены мешками набережная в районе ЦОНа и ул. Шолохова. Немалую роль здесь сыграло антропогенное вмешательство и попустительство уполномоченных на охрану рек органов, которые допустили изменение береговой линии Чагана. Во многих местах высокие берега Чагана ранее были срезаны под обустройство частных пляжей и пирсов, откуда и хлынул основной поток воды. Несмотря на то, что в 2011 году Чаган уже показал на что он способен, выводов сделано не было и какие-либо научные исследования реки так и не проводились. И если по Жайыку есть хоть какие-либо старые данные, то Чаган принято считать всего лишь водохранилищем и изучением его как реки никто не занимался. Такой подход в корне не верен, считают ученые, так как река это не канал, здесь есть своя экосистема, природные циклы и устойчивый симбиоз, нарушать которые нельзя.

– Малая река питает большую и сбрасывать со счетов Чаган нельзя. В случае сильного разлива он несет гораздо большую опасность нежели Жайык, так как город находится выше Жайыка, но ниже Чагана. И если бы Жайык и дальше поднимался и Чаган пошел в разлив, то вода в город хлынула бы через самые низкие точки. Чтобы их определить и укрепить нужно провести топографические исследования. Чтобы делать какие-либо выводы и прогнозы, еще раз повторюсь, нужны глубокие комплексные, междисциплинарные, систематические исследования. Для проведения анализа необходимы многолетние данные, на основании которых мы сможем что-то прогнозировать, – говорит профессор.

Касаемо береговой линии, здесь необходимо выделить водоохранные зоны и полосы, на системной основе проводить разъяснительную работу, о том, какую деятельность допускает водоохранный режим, а что делать категорически запрещено и требовать строгого соблюдения этих требований.

Без науки никуда

Подытоживая анализ текущей ситуации, можно сделать вывод, что, учитывая все риски и вызовы, необходима разработка стратегии и ряда мероприятий, которые смогут предотвратить подтопление населенных пунктов и позволят сберечь воду.

Но для их выработки необходимы научные исследования и разработки, причем они должны проводиться на системной основе, только постоянный процесс исследования и мониторинга состояния окружающей среды позволит дать объективную картину и возможность делать прогнозы. Профессор Н. Сергалиев со своей стороны рекомендовал ряд мер, таких как пересмотр плана развития и застройки города Уральска и других населенных пунктов с учетом гидрологической опасности. Он подчеркнул, что вся информация о проводимых исследованиях должна доводиться до исполнительных органов – управления природных ресурсов, земельных отношений, архитектуры и градостроительства, чтобы при принятии каких-либо решений они руководствовались научными наработками. Четкое взаимодействие всех структур крайне важно, считает ученый, чтобы при разработке ПСД, выделении участков под ведение хозяйственной деятельности или строительства уполномоченные органы учитывали все рекомендации ученых.

– Река Жайык входит в многолетний цикл подъема воды и паводки будут происходить все чаще. Надо разработать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы охраны и использования ресурсов бассейна реки Жайык и включить их в государственные программы. Разработать механизмы финансирования, для этого должна быть выделена отдельная статья бюджета. Без выделения средств, озвучиваемые учеными и специалистами рекомендации и принимаемые созданными комиссиями решения так и останутся нереализованными. У ученых нашего университета есть научный задел по исследованиям, необходимо проведение следующих работ: экспедиционная оценка на ключевых участках современного состояния природных условий, биоразнообразия, системы расселения населения, территориальной организации хозяйства, антропогенной нагрузки на ландшафты и экосистемы реки и близлежащей территории. Изучение гидрохимического состава и качества поверхностных вод долины р. Жайык на ключевых участках; оценка состояния бассейна по степени ценности и значимости экосистем на основе выявления произрастания и обитания в них редких, краснокнижных, реликтовых и адвентивных видов растений и животных; создание актуального векторного картографического слоя поверхностных водных объектов в векторном формате с применением карт и космических снимков высокого разрешения; наполнение информационной базы имеющимися данными по ресурсам, режиму, качеству и использованию поверхностных водных объектов всего водосборного бассейна реки Жайык и разработка актуальной электронной цифровой карты поверхностных водных объектов. К сожалению, к науке обращаются только тогда, когда уже наступили последствия, но надо уметь этих последствий не допускать, а для этого нужна постоянная научная работа. Все исследования должны финансироваться из местного бюджета, так как все научно обоснованные выводы делаются только на основе регулярного сбора информации, не одноразово, а постоянно. Необходимо создать специальные рабочие группы, пул из ученых, экспертов, возможно, даже с привлечением иностранных специалистов. Только вооружившись знаниями, которые может дать наука, возможна выработка каких-либо мер по предотвращению чрезвычайных паводковых ситуаций, – сказал Нурлан Сергалиев.

Евгения Максимова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале