Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК приняло постановление, согласно которому казахстанцам при получении кредита на покупку нового или старого автомобиля не будут рассчитывать коэффициент долговой нагрузки (КДН). Как это повлияет на авторынок, попытался узнать корреспондент агентства Kazinform.

Фото:istockphoto
В сопроводительной информации к постановлению поясняется, что правила меняют в целях поддержки и стимулирования развития отечественной автомобильной промышленности, а также продажи автомобилей, реализуемых в рамках условий льготного автокредитования.
Казахстанцам станет проще получить автокредит
Начнем с долговой нагрузки, о которой говорится в постановлении. Раньше нашим соотечественникам, имеющим другие задолженности перед финансовыми организациями, было трудно получить кредит. Банки тщательно проверяли кредитную историю. Если ежемесячный платеж по кредиту достигал половины суммы доходов, банк отказывал в выдаче автокредита. В соответствии с новым постановлением, это требование изменено. До 2025 года банки не рассчитывали КДН только при покупке нового автомобиля. Теперь это правило продлили и расширили на подержанные авто.
Поправки будут действовать в 2025 и 2026 годах. В этот период коэффициент долговой нагрузки для автокредитов не будут учитывать:
Пока неизвестно, насколько выгодно банковскому сектору не учитывать долговую нагрузку. По мнению финансиста Андрея Чеботарева, вмешательство государства в кредитный рынок вряд ли даст хорошие результаты. Даже в развитых странах коэффициент долговой нагрузки не используется, банки выдают или не выдают кредиты в рамках своих правил.
— В развитых странах регулирующий орган или государство не проводят политику в отношении долговой нагрузки. Решает сам банк. Финансовая организация при выдаче кредита учитывает его возврат. Она имеет право не предлагать кредиты человеку, на свое усмотрение. Это требование бизнеса. С этой точки зрения никакой регулирующей силы не нужно. Государство не должно указывать, кому дать кредит, а кому не выдавать. Согласно требованию бизнес модели, решение должен принимать банк. Если будут выдавать кредиты тем, кто не может их вернуть, банк разорится, — сказал эксперт.
Понятно, что государство учитывает риски для финансовых организаций и старается оптимизировать требования. Например, если долговая нагрузка человека, желающего купить новую машину, не принимается во внимание, учитывается история платежей за последние шесть месяцев.
Кроме того, есть требование, чтобы автомобиль был впервые зарегистрирован в Казахстане, а приобретенная машина предоставляется в залог по кредиту.