6.07.2024, 15:00
Просмотры: 181

Компенсацию за опоздание поезда хотят увеличить в три раза в Казахстане

Премьер-министр Олжас Бектенов ответил на депутатский запрос по проблемам железнодорожного сообщения в Западно-Казахстанской области, передает Tengri Travel.

2799b7a751db701ec967841ce90f5afaФото: ult.kz

Депутаты выразили обеспокоенность по поводу состояния вагонного парка, недостатка билетов и уровня обслуживания на маршруте Уральск - Астана. В своем запросе сенаторы Арман Өтеғұлов и Ляззат Рысбекова отметили, что доля пассажирских вагонов с эксплуатационным сроком более 25 лет составляет 35,8 процента по всей стране.

"Ряд проблем, накопившихся в отрасли за многие годы, до сих пор не решен. Это недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры, изношенность и нехватка парка вагонов, низкий уровень автоматизации технологических процессов.

Дополнительно, несмотря на высокие цены на железнодорожные билеты, уровень обслуживания остается низким, пассажирам не предоставляют удобные условия. Причина кроется в неэффективной работе частных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Например, большинство вагонов, используемых на маршруте Уральск - Астана, были выпущены в 1980-х годах", - говорится в сообщении.

Депутаты предложили рассмотреть возможность возврата пассажирской компании "Сары-Арка Компани" в государственную собственность, обеспечить выделение новых вагонов на маршруты в Уральск в рамках закупки 140 вагонов по республике, а также ввести дополнительные вагоны на маршруты в летний сезон и в периоды повышенного спроса.

"Частная компания, выигравшая конкурс на пассажирские перевозки по маршруту Уральск - Астана на 15 лет, не выполняет свои обязательства в полной мере, несмотря на значительные субсидии из республиканского бюджета. Это подтверждается низким качеством поездов, частыми поломками и жалобами населения. В настоящее время по маршруту Уральск - Астана ежедневно перевозится около 400 пассажиров, по маршруту Уральск - Алматы - около 700 пассажиров.

Однако в летний сезон приобретение билетов становится затруднительным, что вызывает частые жалобы со стороны пассажиров. Ответственная компания не в состоянии добавить дополнительные вагоны или приобрести новые, не желая нести дополнительные расходы. В результате простые люди, не имея возможности приобрести авиабилеты, остаются без железнодорожных билетов", - объяснили депутаты.

В ответ на это премьер-министр Олжас Бектенов отметил, что возвращение маршрута Уральск - Астана от частного перевозчика "Сары-Арка Компани" в государственную собственность невозможно, так как выбор перевозчика осуществляется на основе открытого тендера.

"В сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом определение перевозчика осуществляется на основе открытого тендера. Потенциальные перевозчики оцениваются согласно оценочной шкале тендерных заявок.

Для организации курсирования дополнительного поезда по маршруту Уральск – Астана необходимо дополнительное субсидирование из республиканского бюджета порядка 1 миллиарда тенге. На 2024 год средства на изменение схемы движения по данному направлению не предусмотрены.

В целях снижения нагрузки на существующие маршруты с 10 июня продлен маршрут следования скорого поезда №81/82 Астана – Костанай с вагонами "Тальго" до станции Актобе, периодичностью через день, схемой поезда – 2 состава по 19 вагонов 2015 года выпуска.

На сегодня прорабатывается вопрос по организации пассажирского поезда сообщением Уральск – Актобе с привязкой на пассажирский поезд № 81/82 Астана – Актобе вагонами "Тальго", что позволит пассажирам комфортно и с минимальным временем добраться до столицы", - подчеркнул он.

Премьер также рассказал, что по маршрутам Уральск – Алматы и Уральск – Астана, а также пассажирскому поезду № 7/8 Алматы - Саратов в 2025 году будут обновлены все 30 вагонов. Вместе с тем по пассажирскому поезду № 57/58 Уральск - Астана также заключен контракт на поставку 2 новых вагонов со сроками - сентябрь 2024 года и март 2025 года.

Он подчеркнул, что в период повышенного спроса на перевозки по мере возрастания потока пассажиров периодически в схемы поездов включаются дополнительные вагоны до допустимой технической длине поезда. К примеру, ядро поезда в летний период 18-21 вагонов, а в обычный 13-15 вагонов.

Депутаты также предложили автоматизировать процесс компенсации за опоздания поездов и увеличить размер компенсации, чтобы повысить ответственность перевозчиков и предотвратить необоснованные задержки. Они призвали обеспечить качественное обслуживание на региональных маршрутах, аналогичное тому, что внедряется в соседних странах.

"Задержка поездов стала нормой, и пассажиры, прибывающие на вокзалы, уже не удивляются опозданию поездов на час. Эти задержки происходят систематически. По информации, за первые семь месяцев 2023 года нацкомпания КТЖ выплатила пассажирам 20 миллионов тенге компенсаций за опоздания поездов. Сумма в 20 миллионов тенге не отражает реального масштаба проблем, так как компенсация составляет 3 процента от стоимости билета за каждый час опоздания.

Однако для получения компенсации пассажирам нужно обращаться в кассу, ждать в очереди и оформлять все необходимые документы, что многие люди не делают из-за нехватки времени и бюрократических процедур. В то время как соседние страны привлекают инвестиционные проекты для развития железных дорог и запускают высокоскоростные поезда, у нас все еще не удается обеспечить качественное обслуживание на региональных маршрутах", - отметили они.

Бектенов ответил, что для упрощения процесса получения компенсации за опоздания поездов рассматривается возможность ее выплаты через электронные агрегаторы, а также рассматривается вопрос увеличения размера суммы возмещения с 3 до 10 процентов.

Премьер также рассказал, что в целях обеспечения пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Западно-Казахстанской области курсируют следующие пассажирские поезда.

По маршруту Уральск – Алматы:

  • пассажирский поезд № 27/28 Алматы – Уральск "Тальго" – перевозчик "Пассажирские перевозки", курсирует через день, схема поезда – 2 состава по 24 вагона 2015 года выпуска. Отмечается, что за 2023 год объем перевезенных пассажиров из Уральска составил 111,8 тысячи пассажиров, средняя загруженность поезда – 84,6 процента, за 5 месяцев 2024 года перевезено 48 тысяч пассажиров, средняя загруженность – 78,3 процента;
  • пассажирский поезд № 7/8 Алматы – Саратов – перевозчик "Пассажирские перевозки", курсирует через день, схема поезда - 3 состава по 10 стандартных вагонов. Сообщается, что за 2023 год объем перевезенных пассажиров из Уральска составил 166,4 тысячи пассажиров, средняя загруженность поезда – 86,6 процента, за 5 месяцев 2024 года перевезено 75,3 тысячи пассажиров, средняя загруженность – 85 процентов.

По маршруту Уральск – Астана:

пассажирский поезд № 57/58 Уральск-Астана – перевозчик "Сары-Арка Компани", курсирует через день, схема поезда – 2 состава по 18 стандартных вагонов. Из них 2020 года выпуска – 2 вагона, 2003-2006 годов выпуска – 17 вагонов, 2001 года выпуска – 6 вагонов, 1990-1993 годов выпуска – 11 вагонов. Отмечается, что за 2023 год объем перевезенных пассажиров из Уральска составил 91 тысячу пассажиров, средняя загруженность поезда – 81,3 процента, за 5 месяцев 2024 года перевезено 42 тысячи пассажиров, средняя загруженность – 85,4 процента.

Бектенов отметил, что общий парк пассажирских вагонов составляет 2 667 единиц, из них "Казақстан темір жолы" – 2 151 единица, частные перевозчики – 516 единиц. А а рамках проводимых работ по обновлению парка пассажирских вагонов в 2023 году осуществлена поставка 118 пассажирских вагонов. Из них "Казақстан темір жолы" - 102 единицы и частные перевозчики – 16 единиц. Также обновлены составы поездов, курсирующих по маршрутам с наиболее устаревшими вагонами: Астана – Семей, Кызылорда – Семей, Павлодар – Туркестан, Петропавловск – Алматы.

Он также обратил внимание, что в этом году планируется обновить ряд маршрутов со 140 пассажирскими вагонами. Из них "Казақстан темір жолы" - 130 единиц и частные перевозчики – 10 единиц.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале