В рамках своего рабочего визита в Западно-Казахстанскую область первый вице-министр торговли и интеграции Республики Казахстан Арман Шаккалиев посетил ряд экспортоориентированных предприятий региона, а также встретился с гражданами, представителями бизнеса и общественности. Встреча прошла на площадке региональной Палаты предпринимателей «Атамекен».
А.Шаккалиев отметил, что цель таких поездок по регионам не только рассказать о проводимой работе Министерства, но и узнать о тех проблемах, которые сегодня волнуют граждан и бизнес. Именно для выявления и решения актуальных проблем, волнующих граждан и предпринимателей, государственными органами активно применяются инструменты концепции «Слышащее государство».
Стоит отметить, что функции Министерства торговли и интеграции охватывают широкий спектр направлений, влияющих на конкурентоспособность отечественного продукта. Это и вопросы внутренней и международной торговли, развития и продвижения экспорта несырьевых товаров и услуг, защиты прав потребителей, совершенствования торговой инфраструктуры, расширения каналов сбыта и другое.
В ходе встречи с населением Арман Шаккалиев рассказал о мерах, принимаемых Правительством страны для социальной поддержки граждан, стабилизации цен на основные продукты питания. Также обсуждались проблемы, возникающие при выходе местной продукции на зарубежный рынок, пути их решения, соответствие продукции мировым стандартам и ее качество.
Первый вице-министр поднял ряд вопросов о госрегулировании цен на социально значимые товары и укрепление экспортного потенциала. Он отметил, что большое внимание уделяется вопросам продовольственной безопасности и ценовой стабильности.
– Все процессы, которые сейчас происходят в мире, влияют на торговые потоки. В данный момент основные ключевые торговые маршруты нарушены – а это Европа-Россия, Америка-Китай, – рассказал Арман Абаевич. – Это два пояса, которые определяют современное состояние торговли. Поэтому для нас первая задача – учитывать реалии и искать альтернативные маршруты выхода нашей продукции на экспорт, решать вопросы организации и укрепления наших торговых связей с другими странами, вопросы продовольственной безопасности и дефицита некоторой продукции. В межсезонье мы не должны проводить товарные интервенции: чтобы сбить цену на товар, надо обладать его 30-процентным запасом. Важно повысить доступность кредитных средств, займов и способов закупа сельхозпродукции – это, на наш взгляд, сегодня единственный верный вариант рыночной экономики, – отметил Арман Шаккалиев.
– Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный рост инфляции, связанный с известными событиями нашего северного соседа, в результате чего произошли изменения в транспортно-логистических цепочках поставок и волатильности курса рубля, все это сказалось на сегодняшнем уровне инфляции. Еще один момент – это то, что в межсезонье у нас по ранним овощам есть определенная зависимость. Поэтому с марта по апрель инфляция составила порядка 12 %. Дальше она уже была вялотекущая 0,2-0,8% ежемесячно. Если бы не этот фактор межсезонья, то у нас не было бы такой высокой инфляции, – отметил А. Шаккалиев.
При этом, по словам спикера, повышение цен в продовольственной группе были у нас еще выше порядка 21%, в том числе на социально значимые товары для населения по 19 позициям.
– В Западно-Казахстанской области с начала года рост составил еще больше – 23,7%, это в основном связано и с особенностями приграничной области. Наибольший рост составили цены на сахар – 67,8%, рис – 37,1%, сливочное масло – 34,8%, яйца – 30,8%, мясо курицы 29,1%, лук – 28,1%. Как Правительство видит развитие ситуации? На сегодня та статистика, которая есть, она не отражает действительности. Самообеспеченность по основным продуктовым позициям, имеет очень большие расхождения, между теми данными, которые есть и нашей реальностью, – отметил спикер.
Что касается вопросов по стабфонду и сдерживанию цен, Арман Шаккалиев сообщил, что ведомство постепенно откажется от прямого ценового регулирования, перейдя на рыночную модель, поскольку тот объем товара, который закупается стабфондом в момент наиболее конкурентной цены в сезон и выдается в межсезонье, существенного влияния на рынок не оказывает.
– Фактически, это не тот объем продукции, который может повлиять на цену. Поэтому важно говорить о том, что, наверное, эффективнее все-таки выделять средства на оборотную схему – финансирование оборотных средств сельхозпроизводителей. Здесь я хочу проинформировать вас, что меняется модель типовых правил, согласно которым деньги будут выделяться на год вперед. Это даст возможность сельхозтоваропроизводителям уже в январе получать деньги по форвардной схеме на закуп необходимых ГСМ, семян и так далее. То есть мы переходим на рыночную модель, поэтапно уходим от прямого ценового регулирования. Предполагается, что государство напрямую в вопросы ценообразования вмешиваться не будет, – отметил он.
– То, что касается вопросов стабилизации цен, прежде всего, нужно вести речь о том, что традиционная схема использования СПК для закупа и товарной интервенции через стабфонд будет уже пересмотрена. У нас поставлена задача прямого финансирования. То есть не будет финансирования торговых сетей.
На сегодня ЗКО сформировала продовольственный объем 4,2 тысячи тонн на общую сумму 900 млн, дополнительно выделены займы субъектам предпринимательства на сумму 1 млрд 300 млн тенге. Речь идет о том, что дополнительно 4390 тонн продовольствия будут сформированы на этот пул. По сахару выделяется прямой закуп, аналогичным образом будет и по нашим основным сельхозкультурам – картофелю, моркови, луку, капусте. Таким образом, Правительство поставило задачу по прямому финансированию сельхозпроизводителей без посредников. По опыту Северо-Казахстанской области в планах уже в феврале намечена капитализация СПК дополнительно на 25-30 млрд тенге. Это деньги, которые пойдут напрямую сельхозпроизводителям. Ориентировочно речь идет о 6% годовых. Схема простая: зимой дают деньги на закуп ГСМ, семенного фонда и выделяется финансирование уже на следующий сезон, в обмен на встречные обязательства по производству и формированию цены конкурентной рыночной. Сейчас идет увеличение производства, чтобы обеспечить внутреннюю потребность. Из 19 социально значимых товарных позиций по мясу курицы у нас 45% самообеспечение, остальное завозим. По молочной продукции у нас тоже большая зависимость. Что касается вопросов по торговым надбавкам мы, проанализировав цепочку поставок по яйцам, выявили проблемы, связанные с тем, что маржинальность переносится на физических лиц производителями. Поэтому в Минсельхозе готовят меморандум, чтобы нивелировать сезонные колебания, будет пересматриваться схема финансирования встречных обязательств, чтобы в среднем цена была стабильная, – подчеркнул первый вице-министр торговли и интеграции РК.
Важно развивать и современные форматы торговли, добавил спикер, поскольку эта доля составляет всего лишь 31%, пока в других странах показатель достигает 84-85%, а в России – 72%. К 2027 году планируется достигнуть 70% и в Казахстане.
– Мы готовим программу финансирования строительства торговых пунктов и овощехранилищ. Речь идет о выделении денежных средств под 5-6% годовых на 10 лет. Конечно, у ЗКО очень большой потенциал, с учетом геополитической ситуации, регион может стать большим хабом. Также стоял вопрос по возмещению расходов по муке, в целом по сельхозпереработке в этом году подготовлены изменения и, буквально, в течение последующих двух трех недель будет возмещено порядка 4 из 7 млрд тенге на транспортные расходы, – сказал А. Шаккалиев.
Очень важным, с точки зрения работы по социально значимым товарам, является проект «Социальный кошелек», –уведомил первый вице-министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев в ходе встречи с общественностью.
– С помощью этого проекта будет осуществляться получение социальных пособий от государства. Кошелек будет создан на базе ИИН гражданина автоматически. Проект будет реализован в приложении eGov mobile с полноценной платежной системой. С помощью приложения граждане смогут распоряжаться деньгами: оплачивать покупки, услуги, переводить деньги на счета банков второго уровня, – объяснил А. Шаккалиев.
По словам вице-министра, на первом этапе на кошелек будет начисляться пособие по рождению ребенка и по уходу за ним, а также АСП. Он также добавил, что вопрос перевода всех видов социальных платежей стоит на повестке – если промышленный запуск покажет свою эффективность, то в кошельке будет аккумулироваться все соцвыплаты.
Запуск «Социального кошелька» в промышленную эксплуатацию планируется с 1 января 2023 года.
После встреч с населением и бизнес-сообществом первый вице-министр торговли и интеграции ознакомился с работой ряда предприятий области. В частности, он побывал на овощном складе КХ «Жана Алем», расположенном в районе Бәйтерек, оптово-распределительном центре ИП «Урал Агро», тепличном комплексе ТОО «World Green Company» и Уральской птицефабрике.
В целом, первый вице-министр торговли и интеграции РК А. Шаккалиев отметил высокий потенциал региона в сфере сбыта товаров. Во-первых, сами предприятия весьма развиты, во-вторых, непосредственно географическое расположение области может хорошо повлиять на торговлю не только с соседними регионами страны, но и с Россией.
Однако, он сделал акцент на том, что в первую очередь необходимо обеспечить жителей Приуралья и уже только потом двигаться в сторону экспорта.
– Можно с уверенностью сказать, что если все эти проекты выйдут на полную мощность, то Западно-Казахстанская область будет полностью обеспечена местной продукцией, – подчеркнул первый вице-министр.
zhaikpress.kz