Уральский завод «Зенит» – одно из старейших предприятий Казахстана, чья история неразрывно связана с развитием отечественного судостроения и оборонно-промышленного комплекса. 11 сентября заводу исполнилось 84 года, а 26 октября заводчане будут отмечать 110-летие со дня рождения легендарного производственника Петра Александровича Атояна, который руководил предприятием 42 года.
Сегодня «Зенит» продолжает выпускать военные корабли и катера для защиты границ Казахстана, осваивает новые технологии, продукцию нефтегазового сектора и готовится к масштабной модернизации.
О задачах и перспективах завода мы попросили рассказать генерального директора АО «Зенит» Кыдыржана Муканова.

– Кыдыржан Уракович, история завода уникальна, предприятие удалось сохранить в трудные перестроечные годы и сегодня коллектив успешно выполняет государственные заказы, укрепляя обороноспособность страны. Какие задачи сегодня выполняет «Зенит»?
– Завод «Зенит» специализируется на судостроении и входит в состав оборонно-промышленного комплекса страны – выполняет государственные оборонные заказы и внесен в соответствующий реестр их исполнителей. Основная миссия предприятия – реализация госзаказов в сфере обороны. Наш завод был основан в 1941 году на базе эвакуированного из Ленинграда предприятия «Двигатель». В годы войны он выпускал специальные виды морского вооружения и за большой вклад в Победу был удостоен ордена Отечественной войны I степени – единственный среди казахстанских предприятий.
К слову, 26 октября мы отметим 110-летие со дня рождения Петра Александровича Атояна – он руководил предприятием 42 года. В послевоенные годы завод, под руководством Атояна продолжил выпуск продукции для военно-морского флота, параллельно развивая гражданские направления. Поскольку предприятия оборонного комплекса относились к категории закрытых, для конспирации, наряду с военной продукцией, здесь выпускались чайники, кастрюли и другая бытовая утварь.
После распада Советского Союза поменялось название – «Зенит». Казахстан тогда только получил Независимость, создавались Военно-морские силы, и нужно было обеспечить их кораблями и катерами. Завод получил право на судостроение, что потребовало международных лицензий и соответствия стандартам качества. Сегодня предприятие способно строить суда водоизмещением до 1000 тонн – многофункциональные, сторожевые, поисково-спасательные, пожарные, плавучие лаборатории и понтоны. За годы Независимости для силовых ведомств страны было построено и сдано в эксплуатацию 36 катеров и кораблей различных классов и проектов. Все они базируются в Актау, Атырау, Баутино и несут службу по обеспечению Национальной безопасности Казахстана на Каспийском море. Сейчас, по заказу Министерства обороны, мы строим крупное многофункциональное судно водоизмещением 750 тонн. Спуск на воду планируем весной 2026 года. А этой весной завод завершил строительство малого сторожевого корабля «Айбар», в рамках серийного производства и он уже патрулирует морскую границу страны.

– Президент Касым-Жомарт Токаев не раз отмечал в своих Посланиях народу о важности развития отечественного производства. Какие инновационные технологии вы внедряете, чтобы оставаться конкурентноспособными на этом рынке?
– У нас работают опытные и грамотные специалисты. Мы анализируем геополитическую обстановку, чтобы понимать, какие именно корабли и катера необходимы силовым структурам для обеспечения Национальной безопасности. Изучаем мировой опыт, внедряем новые технологии. Верховный Главнокомандующий – Президент Казахстана, поставил перед нами конкретные задачи по развитию оборонно-промышленного комплекса, и мы активно их реализуем. Мы начали модернизацию цехов: один из них уже обновлен и готов к выпуску новой продукции. Сейчас приступили к сборке катеров нового поколения. Они не только быстроходные и бронированные, но и обеспечивают максимальную безопасность экипажа. Кроме того, изучаем возможность создания и производства беспилотных морских аппаратов. Внедрение современных технологий сопровождается цифровизацией, автоматизацией системы управления производством. Обучаем и молодых специалистов. К сожалению, в Казахстане нет учебных заведений, готовящих кадры именно для судостроительной отрасли. Поэтому мы направляем молодых людей на обучение в сопредельные страны. Все это требует больших финансовых затрат.
– Предприятие предоставляет рабочим возможность осваивать новые технологии, помощь в повышении квалификации?
– Разумеется. Ведь мы закупаем современное технологическое оборудование, требующее не только механических, но и цифровых навыков. Поэтому обучение персонала – одно из наших приоритетных направлений. Человек – основа производства. Президент в своем последнем Послании отметил, что в ближайшие три года Казахстан должен стать полноценным цифровым государством. Мы договорились с ЗКАТУ им. Жангир хана о том, чтобы наши сотрудники могли получать образование, не отрываясь от производства. На машиностроительном факультете уже учатся наши рабочие, специалисты среднего звена и административный персонал. Например, человек приходит на завод слесарем или токарем, набирается опыта, становится мастером, затем – заместителем начальника цеха или начальником цеха. Но часто их образование не соответствует занимаемой должности. Поэтому мы решили обучать перспективных работников прямо на производстве. Также сотрудничаем с индустриальным колледжем Уральска: слесари, сварщики и электрики повышают квалификацию без отрыва от работы. Опытные специалисты наставляют молодежь, у нас много трудовых династий, и у нас ценят мастеров своего дела. Поэтому сохранили традиционную систему наставничества. Конечно, без трудностей не обходится, но стараемся вовремя решать все вопросы.
Поддержку нам оказывает Министерство промышленности и строительства и Национальная компания «Қазахстан инжиниринг». Самое главное, мы привлекаем квалифицированных специалистов, работающих на производстве в качестве наставников на контрактной основе. Сейчас на заводе трудится около 700 человек и вакансий нет. Благодаря опыту, высококвалифицированным кадрам и внедрению современных технологий мы ежегодно наращиваем объемы производства. У предприятия нет задолженностей перед бюджетом и сотрудниками по заработной плате. Это тоже вклад в общественную стабильность.
– Достоверна ли информация, что государственная комиссия по модернизации экономики одобрила продажу АО «Зенит» турецкому инвестору. Если это так, то сохранится ли производственная база, направление завода?
– Вопрос решается на государственном уровне. Казахстан активно привлекает иностранных инвесторов. В нашем случае речь идет о турецкой компании. Соглашение находится на стадии переговоров. Окончательное решение не принято. Завод «Зенит» сегодня входит в квазигосударственный сектор, в структуру НК «Казахстан инжиниринг». Если инвестор войдет в состав акционеров, волноваться не стоит – наоборот, это откроет новые возможности для модернизации предприятия. Мы выдвинули свои условия: сохранить судостроительный профиль завода, чтобы инвестор обеспечил финансовые вложения в обновление производства, автоматизацию управления, обучение персонала и во внедрение новых технологий. Кроме того, необходимо решать и социальные вопросы работников.
Эти требования необходимы для развития предприятия. Да, мы строим корабли, но находимся вдали от моря – это наш главный вызов. Однако за 30 лет выработана эффективная система доставки судов на Каспий. Мы не только создаем корабли, но и обеспечиваем их сервисное обслуживание и модернизацию. Эти корабли – «дети» нашего завода: мы их строим и сопровождаем на протяжении всего жизненного цикла. Ежегодно ремонтные бригады выезжают в Атырау или Баутино для проведения регламентных работ. А вот с капитальным ремонтом и модернизацией возникают трудности. Более крупные ремонты выполняем на собственной базе. В этом году, например, мы приступили к модернизации 250-тонного судна, а также провели в 2023 году капитальный ремонт скоростного патрульного катера проекта FC-19. Все они снова в строю.
– Доставка судна из Каспия в Уральск обходится недешево. Насколько это экономически оправдано?
– Мы все рассчитали. Транспортировка судна на базу и ремонт здесь обходятся гораздо дешевле, чем их обслуживание на месте. К тому же качество работы выше. Командировка специалистов требуют расходов на проживание и питание, а посторонним мастерам столь ответственную работу доверить нельзя, ее выполняют только наши опытные сотрудники. Думаю, в будущем у завода должны быть собственные сервисные базы в регионах дислокации флота. Это требует серьезных инвестиций. Поэтому вопрос привлечения инвестиций всегда актуален. Президент и в нынешнем Послании снова делал акцент на привлечении инвестиций, подчеркнув: «Нужно начать новый инвестиционный этап». Так что приход инвестора даст возможность модернизировать предприятие и расширить его потенциал.
– С момента Вашего назначения прошло три года, скажите, что сложнее – военная служба или руководство военным производством?
– Завод имеет богатую историю, здесь наработан огромный опыт. Ранее я служил в Военно-морских силах, в береговой охране Пограничной службы – был первым заместителем главнокомандующего ВМС, командующим береговой охраны, имею звание капитана запаса 1 ранга. Поэтому хорошо понимаю потребности заказчика – сам ходил в море на зенитовских кораблях. Этот опыт помогает мне сегодня выстраивать производственные процессы. В любой работе есть сложности, но главная цель – модернизировать производство и вывести качество продукции на новый уровень. Завод «Зенит» должен развиваться, соответствовать духу времени и оставаться гордостью казахстанского судостроения. На эти цели настроен весь коллектив завода.
Беседовала Арайлым Беккалиева,
"Жайық Пресс"