Дошкольное образование – единственный уровень образования, который не лицензируется в настоящее время. До 2011 года лицензирование для детских садов было, сейчас назрела необходимость возврата данной процедуры. Лицензирование будет осуществляться поэтапно.
Право на дошкольное образование детей имеют 523 дошкольные организации, в т.ч. 414 государственных, 109 частных, с общим контингентом более 32 тысяч детей. Успешная реализация государственных инициатив в сфере дошкольного образования позволила достичь 100%-ного охвата детей от 3 до 6 лет дошкольными организациями, при республиканском показателе 98,9%. Коэффициент охвата дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 2 до 6 лет – 87,4%. Продолжает развиваться и сеть дошкольных организаций. За последние три года открыто 58 детсадов на 3563 места, из них частных – 47. Только, в 2021 году открыто 29 дошкольных организаций на 1567 мест.
– В области принимаются меры по развитию сети дошкольных организаций за счет открытия частных детских садов, строительства, реконструкций других зданий под детский сад, также используются свободные площади для открытия мини-центров при школах. Для выполнения основных показателей Национального проекта «Качественное образование «Білімді ұлт» на 2021-2025 годы» разработан пошаговый ввод открытия дошкольных организаций.В 2022 году запланировано открытие 12 детских садов на 1889 мест, – отметила заместитель руководителя областного управления образования Светлана Темиргалиева.
Дошкольное образование – единственный уровень образования, который не лицензируется в настоящее время. Хотя лицензирование, как механизм проверки на входе, осуществлялось до 2011 года. Назрела необходимость возврата данной процедуры. Лицензирование будет осуществляться поэтапно. Как пояснила С.Темиргалиева, сначала будут внесены изменения в законы, в другие подзаконные акты. На первом этапе будут подлежать лицензированию вновь открываемые дошкольные организации. На втором этапе лицензирование предусмотрено для действующих организаций, не прошедших повторную государственную аттестацию. И на третьем этапе все остальные действующие сады могут получить лицензию на основе оценки степени рисков. Рисковые случаи без посещения садов будут определяться в автоматизированной системе НОБД. Таким образом, нужно понимать, что лицензирование даст возможность объективно оценить ситуацию по созданию условий для воспитания детей.
Также в дошкольных учреждениях будет внедрена система ваучерного финансирования. Ваучер – это объем денежных средств, которые выделяются государством на образование ребенка, т.е. это метод финансирования. Если раньше средства госзаказа уходили напрямую от акимата в детский сад, то с ваучером средства будут уходить от акимата к родителю. И родитель, как услугополучатель, будет сам оплачивать услуги садика. Ваучерное финансирование в пилотном проекте реализуется сейчас в дошкольных организациях г.НурСултана до конца текущего год, и после успешной реализации будет внедряться во всех дошкольных организациях.
–Что дает ваучерное финансирование? Деньги для оплаты услуг детского сада будут поступать на счета родителей. Родитель самостоятельно выбирает детский сад, оценивает предоставляюмую услугу и ежедневно подтверждает посещение ребенком детского сада. Хотелось бы отметить, на сегодняшний день из бюджета размещается государственный заказ согласно методике подушевого финансирования, сумма на 1 ребенка в 2022 году составляет в городе 41 689 тенге, на селе – 45 348 тенге. При этом для поддержания услуг в этой сфере в 2020 году внесены изменения в методику госзаказа, предусматривающие в структуре госзаказа объемы средств на повышение зарплаты на 25%, увеличение продолжительности отпуска педагогов до 56 дней и другие меры, – рассказала С.Темиргалиева.
Дошкольное образование и воспитание является первоначальным уровнем системы образования. На сегодняшний день нет четко утвержденных единых требований при открытии дошкольных организаций – они при открытии направляют уведомления о своей деятельности, однако сведения, указанные в уведомлении, не проверяются. Дошкольные организации до 2011 года получали лицензии, на основании которых осуществляли свою деятельность. Отмена лицензирования позволила расширить сеть детских садов и увеличить охват детей дошкольным воспитанием и образованием. Сейчас необходимо работать над качеством воспитательного процесса в детских садах и, самое главное, обеспечить безопасные условия пребывания ребенка в садике.
–Сейчас Министерством просвещения начата работа по внедрению лицензирования дошкольных организаций. Будет проведен анализ регуляторного воздействия лицензирования, вносимого в установленном законодательством порядке, после чего будет разработан соответствующий законопроект. А после законодательного закрепления будут приняты соответствующие нормативные правовые документы, в системе Е-лицензирование будет проведен процесс автоматизации этой услуги. В целом вопрос лицензирования детских садов не является новым вопросом. При получении лицензии необходимо подтвердить соответствие единым минимальным квалификационным требованиям как для государственных, так и для частных дошкольных организаций. Требования для всех одинаковые. Поэтому при предъявлении квалификационных требований учитывается реальная сегодняшняя ситуация и возможности рынк, – подчеркнул заместитель руководителя Департамента по обеспечению качества в сфере образования ЗКО Департамента Нурлан Габдушев.
К минимальным условиям и основным требованиям относятся: противопожарные, санитарные нормы. Нормы по количеству детей в группах и по квалификации педагогов. Как всем известно, на сегодняшний день лицензируются все уровни образования, кроме дошкольного. Это школы, колледжи и высшие учебные заведения. Главный вопрос в настоящее время – это качество дошкольного образования. Важно понимать, что лицензирование – не единственный способ обеспечения качества. Министерством принимается комплекс мер по обеспечению качества, лицензирование – одна из мер. Вместе с ним можно назвать подготовку кадров, повышение квалификации, обновление образовательных программ, аттестацию, финансирование и другие мероприятия. Выдача лицензии – это государственная услуга, которая полностью автоматизированная и нет прямого взаимодействия лицензиара с лицензиатом, а при разрешительном контроле проверяются на соответствие документы, представленные самими организациями образования. Главная цель лицензирования – это соответствие предъявляемым минимальным квалификационным требованиям, то есть шаг к улучшению качества дошкольного образования.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz