Нарушители, превратившие бесплатный городской пляж в карьер для добычи песка, попали в поле зрения правоохранителей.
Уральцы, похоже, лишились бесплатного пляжа около реки Урал и пойменного леса в городской черте. На месте пляжа в районе АО «ЗКМК» сейчас зияют ямы и работает тяжелая техника – ведется добыча песка. Груженные КамАЗы вывозят ПГС через пойменный лес – для обустройства дороги здесь уничтожили и деревья. Корреспондент «Приуралья» выяснил, что добыча ведется незаконно.
Сколько можно копать?
Экоактивисты и члены областного экосовета при партии «Аманат» выехали по сигналу жителей близлежащих районов, которые обратились в партию опасаясь, что весной река зальет их дома – берег Урала, служивший естественной преградой теперь разрушен. Какая фирма ведет разработку карьера выяснить не удалось. Два больших экскаватора, которые стояли на пляже, были без опознавательных знаков, хотя, по закону вся техника должна иметь государственные номера.
– Для проезда тяжелой техники вырубили лес! КАМазы разбивают почву, что приводит к деградации плодородного слоя, разрушают корни, ломают ветви деревьев, а это пойменный лес, имеющий важнейшее значение для экосистемы бассейна реки Урал. Сколько можно уже копать эти карьеры? По области около 80 карьеров, недропользователи вырабатывают, никакой рекультивации не проводят – выбирают песок и оставляют котлованы. Это хищническое отношение к природе, – возмутился председатель Западно-Казахстанского эколого-географического общественного объединения Дархан Сариев.
Эколог предложил подключить природоохранные ведомства, чтобы остановить уничтожение бесплатного пляжа у пойменного леса.
– Этот пляж и лес – народное достояние, и они должны использоваться для отдыха людей, – подчеркнул Сариев.
Эколога поддержал гражданский активист Булатжан Журмухамбетов. Он отметил, что разрешение на разработку карьеров в водоохранной полосе нарушает соглашения о трансграничных реках. Причин для беспокойства он перечислил немало.
– Нельзя менять русло реки, здесь изгиб, и неизвестно, какие могут быть последствия, куда пойдет вода. Пойменные низменности – это естественные нерестилища для рыбы. Здесь песчаное дно, галька, на нерест заходят рыбы частиковых пород и осетровых, они мечут икру как раз на таких песчаных отмелях, затем подросший малек выходит в реку. К тому же тысячи деревьев вырублены, а какой тут густой хороший лес был! – сказал Журмухамбетов.
Несколько лет подряд в Урал выпускали малька стерляди, на зарыбление было потрачено немало средств, и проект уже стал приносить первые результаты, популяция стала более-менее восстанавливаться, рассказали экологи. Но для выживания вида крайне важно, чтобы у рыбы благополучно прошел нерест, теперь же места для нереста уничтожены.
При выезде с места «раскопок» экоактивисты обнаружили еще один, уже выработанный карьер, который располагается ближе к городу, вместо некогда пышного густого леса там зияет огромный котлован. Чуть дальше вдоль по берегу Урала находится еще один выработанный карьер. Когда общественники выезжали из леса, навстречу попалось более 20 КАМазов, которые направлялись за песком на карьеры.
Страшно представить, что останется от леса к весне – после такой «хозяйственной» деятельности…
Разработка незаконная
Мы выяснили, что на проведение этих работ Жайык-Каспийская межбассейновая инспекция разрешение никому не выдавала. Кроме того, согласно статье 125 Водного Кодекса РК в водоохранной полосе запрещено проведение работ, нарушающих почвенный покров, а тем более добыча ПГС.
– Согласно ст. 25 Закона «О недрах» РК, на землях водного фонда, куда относится водный объект, и водоохранная полоса операции по недропользованию запрещены. По сигналу общественников мы выехали на место совместно с группой природоохранной полиции ДП ЗКО. В настоящее время работы на участке остановлены до выяснения всех обстоятельств, – сообщил руководитель Западно-Казахстанского отдела ЖКМБИ Канат Отегалиев.
Он также напомнил, что в водоохранной зоне любая хозяйственная деятельность должна проводиться только с согласования с уполномоченным органом. Те компании, которые ведут разработку карьеров на других участках в пойме реки Урала получили разрешение раньше 2018 года. С 2023 года ни одного разрешения на разработку ПГС в водоохранной полосе инспекцией не выдавалось, т. к. это запрещено Законом.
Комментарий мы получили и в пресс-службе областного департамента полиции. Там сообщили, что 8 января в 10.45 в управление полиции города Уральска поступил анонимный звонок от женщины, которая сообщила о предполагаемой незаконной добыче песчано-гравийной смеси на берегу реки Урал. На место происшествия выехали участковые инспекторы полиции, батальон патрульной полиции, группа природоохранной полиции и следственно-оперативная группа.
– По словам заявительницы, неизвестные лица проводили добычу и днем, и ночью. В ходе проверки были собраны первичные материалы, фиксирующие возможные нарушения. Все данные зарегистрированы в КУИ (книге учета информации). Материалы по данному факту будут переданы в управление земельных отношений города Уральска для рассмотрения и принятия решения. Добыча полезных ископаемых без соответствующих разрешений нарушает законы Республики Казахстан. По выявленным фактам будут приняты соответствующие меры, – сообщили в пресс-службе ДП ЗКО.
Евгения Максимова,
zhaikpress.kz