27.12.2024, 12:45
Просмотры: 95

Музей как важный элемент

На базе областного центра детско-юношеского туризма и экологии прошел семинар «Роль школьного музея в образовательном пространстве». В нем приняли участие педагоги, руководители и методисты учреждений образования области, работающие в музейном направлении.

образование - туризм (2)

Как отметили организаторы, цель проведения семинара – сохранение историко-культурного наследия, активизация музейной деятельности и обмен опытом через развитие музейного дела в организациях образования.

Школьный музей – это не просто коллекция экспонатов, но и важный элемент образовательного пространства, который способствует всестороннему развитию учащихся. Его значение сложно переоценить, так как он выполняет множество функций, которые обогащают образовательный процесс и способствуют формированию у школьников критического мышления, патриотизма и интереса к истории. Первой и, возможно, наиболее значимой функцией школьного музея является образовательная. Музей предоставляет учащимся возможность изучать историю через призму реальных артефактов, что делает обучение более увлекательным и запоминающимся. Экспонаты могут быть связаны с историей региона, культурными традициями, выдающимися личностями, что помогает детям осознавать свои корни и развивать интерес к родному краю.

Музей может служить площадкой для практического применения знаний, полученных в классе. Проектные и исследовательские работы, выставки и экскурсии – все это формирует навыки исследования, командной работы и критического анализа. Учащиеся учатся работать с информацией, делать выводы, представлять свои результаты, что обогащает их образовательный опыт.

По словам заведующей отделом краеведения  Райгул Альмухановой, в обществе задача сферы образования не ограничивается только преподаванием, также необходимо уделять особое внимание духовному, нравственному, культурному развитию подрастающего поколения. Роль школьных музеев в этом плане особенная. Школьный музей – это не только место для хранения исторических артефактов, но и среда, дающая учащимся культурно-духовное воспитание, укрепление преемственности поколений и популяризация национальных ценностей.

 – В концепции «Единой воспитательной программы», утвержденной Министерством просвещения РК, рекомендовано совершение экскурсий по историческим местам, памятникам страны, ознакомление с данными об истории страны и земли, посещение театров, музеев, архивов, национальных парков и заповедников, совершение виртуальных поездок или/и ознакомление с достижениями цифровых технологий. Сегодня в воспитании подростков особое место занимают школьные музеи, в каждой школе по области налажено открытие музеев, – сказала Р. Альмуханова.

В настоящее время в 379 школах Западно-Казахстанской области функционируют 169 музеев (задокументированы – 140). Из них историко-краеведческое направление имеют 154 музея, военно-патриотическое – 9, историко-этнографическое – 3 и педагогико-краеведческое – 3 музея.

Школьные музеи  играют важную роль в патриотическом воспитании. Экспонаты, посвященные героям и историческим событиям, знакомят учащихся с богатым наследием своей страны, формируют чувство гордости и ответственности за будущее. Это особенно актуально в условиях современного мира, когда важно знать и уважать свою историю.

Работа школьного музея способствует интеграции различных предметов. Исторические, литературные, художественные и научные аспекты могут быть объединены в единую образовательную программу, что делает обучение более целостным и многогранным. Этот междисциплинарный подход помогает учащимся увидеть взаимосвязи между различными областями знаний и применять их в реальной жизни.

Важно, чтобы школьные музеи продолжали развиваться, привлекая новое поколение учащихся и становясь центрами культурной жизни в образовательных учреждениях.

Жангер Саламат,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале