Об итогах деятельности областного департамента по защите прав потребителей за прошедший год отчиталась в ходе брифинга на площадке РСК руководитель данного ведомства Эльмира Киматова.
Спикер сообщила, что за истекший период прошлого года в департамент поступило 560 письменных обращений.
– Из данного количества 39 обращений было перенаправлено для рассмотрения в пределах компетенции в иные государственные органы, был произведен заявителями отзыв по шести обращениям. Из рассмотренных 515 обращений было удовлетворено 267 обращений (что составило 52 % от общего количества). Также за истекший период 2022 года обратилось 453 гражданина за получением консультативной помощи. Из данного количества обращений было удовлетворено 207 обращений (45,6%). Поступило 513 обращений по телефону «горячей линии». Всем обратившимся была оказана консультативная помощь, – рассказала Эльмира Киматова.
Департамент согласно законодательству вправе проводить внеплановые проверки субъектов бизнеса по фактам нарушений прав потребителей. Так, департамент вправе привлекать по результатам проведенных проверок продавцов к административной ответственности по ч.5, ч. 6 ст. 190, ч.1 ст.193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях».
– Департаментом за отчетный период было проведено 11 внеплановых проверок субъектов крупного и среднего бизнеса, – сообщила Эльмира Киматова. – По результатам проведенных проверок субъекты предпринимательства привлечены к административной ответственности в виде вынесения предупреждения – в четырех случаях, наложения штрафов (50 МРП – размер налагаемого штрафа) – в шести случаях, вынесены три предписания. По итогам выполнения выданных предписаний произведен возврат денежных средств в размере
261990 тенге, произведена замена товара (смартфон), аннулирован заем, оформленный потребителем при покупке товара.
Спикер также отметила, что департамент в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей» вправе выступать истцом и направлять исковые заявления в суд при нарушениях прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу.
– В этой связи департаментом за текущий год было направлено два исковых заявления в специализированный межрайонный экономический суд ЗКО в отношении ТОО «Akdeer», ТОО «Vip Events» (компании, продававшие массажные накидки в г. Уральске). По первому иску судом было вынесено решение о признании недействительными договоров купли-продажи, заключенных между продавцом и потребителями, о взыскании с продавца в пользу потребителей стоимости товара. Всем потребителям был произведен возврат денежных средств за товар, – сказала Эльмира Киматова. – По второму иску в ходе рассмотрения гражданского дела ответчик вышел с предложением о подписании соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. В августе текущего года соглашения были подписаны. Всем заявителям также был произведен возврат денежных средств.
Помимо участия в судебных процессах в качестве истца департамент также принимает участие в процессах по рассмотрению гражданских дел в качестве третьего лица, специалиста государственного органа. Так, за истекший период 2022 года было принято участие более чем в 60 процессах по рассмотрению гражданских дел о защите потребительских прав граждан.
По результатам всей проводимой департаментом работе было оказано содействие в возврате денежных средств потребителям за некачественный товар, за качественный товар, в замене товара в установленный законодательством 14-дневный срок, в возврате денежных средств за некачественно оказанную услугу. Общая сумма возврата денежных средств потребителям составила 103 млн 879 тыс. тенге, произведена замена товара более чем в 30 случаях.
Шара Асылбекова,
zhaikpress.kz