Представитель Президентского молодежного кадрового резерва Миржан Тажекенов рассказал о своем проекте, который он представил на финальном этапе отбора в кадровый резерв. Его проект направлен на решение актуальной на сегодняшний день проблемы национализации кадров в иностранных компаниях, работающих в Казахстане.
– Миржан Амангельдиевич, расскажите о себе: откуда Вы родом, где учились?
- Родился я в 1986 году в селе Шынгырлау Западно-Казахстанской области. Отец работал на государственной службе и по долгу его службы мы часто переезжали. С детства увлекался точными науками, в частности, математикой, физикой. По окончании СШ №9 Уральска поступил в ЗКАТУ. Как раз это был первый год введения ЕНТ, и я набрал высший балл среди выпускников нашей школы. Окончил ЗКАТУ имени Жангир хана по специальности инженер-механик в 2008 году с красным дипломом. Далее хотел поступить по программе "Болашак" в Гарвардский университет, уже прошел все отборочные туры, но отказался сам по семейным обстоятельствам. Но в планах есть поступить на магистратуру, параллельно повышая свой професиональный уровень с помощью тренингов и семинаров. В частности в данное время я готовлюсь к экзамену на сертификацию PMP (Project Management Professional).
– Как сложилась Ваша карьера? Где сейчас работаете?
- Сразу по окончании университета я пошел работать в нефтегазовый сектор, и по сей день тружусь в этой отрасли. Семь лет работал в компании «Тенгизшевройл», также работал в компании «АМЕК» в проектах КПО, в Аксае работал главным инженером в проектной организации «Уорли Парсонс». Сейчас работаю на Тенгизе на большом проекте «ПБР – проект будущего расширения». Работаю со стороны корпорации «КейПиДжейВи», которая отвечает за проектирование. Этот проект является мега-проектом, не только по республике, но и в мировом масштабе. Здесь я занимаю должность главного инженера проекта, ответственный за участок на заводе, веду инженерную поддержку строительства.
– На отборе кандидатов в молодежный кадровый резерв Вы представляли социальный проект. Расскажите о проекте подробнее.
– Социальный проект был частью одного из этапов. Там было несколько этапов, третий этап был комбинированный, он состоял из написания эссе и защиты социального проекта, туда же входила оценка потенциала. Темой моего проекта была «Улучшение национализации кадров в иностранных компаниях Казахстана». Это актуальная и злободневная проблема, уже не первый год обсуждается, заинтересованные структуры ищут пути решения. Я более десяти лет работаю в различных иностранных компаниях и знаю об этой проблеме, можно сказать, изнутри. Объективно оценивая доводы обеих сторон как иностранцев - работодателей, так и местных рабочих кадров, я описал свое видение ситуации и предложил пути решения.
– Что Вы предлагаете? Как можно решить данную ситуацию? Как всем известно, эта проблема вызывает острую социальную напряженность в обществе.
- В своем проекте я предложил несколько вариантов, которые, по моему мнению, смогут улучшить положение дел в этой сфере. Первое - это, конечно же, улучшение фундаментальной базы наших местных университетов. Есть такие вузы, как Назарбаев университет или КБТУ, АУЭС, в которых подход к обучению и научная база на хорошем уровне, выпускники этих вузов готовы работать в иностранных корпорациях с большим объемов информации. Необходимо улучшить и обновить базу всех республиканских, большей частью региональных вузов, чтобы она была более актуальной, действительно применимой и востребованной на местах. Помимо этого, я предлагал ввести несколько новых, современных дисциплин, к примеру, таких как эмоциональная грамотность. Или же добавить обучение эмоциональной грамотности в программу дисциплины "психология". Эмоциональная грамотность – это когда человек умеет контролировать свои эмоции, различать эмоциональную степень другого человека, чтобы во время проведения координационных собраний, технических совещаний и других мероприятий наш человек умел правильно выстраивать беседу в конструктивном русле. То есть, не отходил от цели, от решения проблемы, не распыляясь на второстепенные выяснения отношений. Постоянно принимая участие в рабочих совещаниях в иностранных компаниях, я отметил очень важный момент. Иностранные специалисты умеют выстраивать диалог таким образом, что никогда не отклоняются от конструктивной составляющей. Даже при возникновении каких-либо споров они понимают, что они здесь находятся именно для решения поставленного вопроса. Введение обучения именно этому умению даст нашим выпускникам больше шансов и преимуществ для трудоустройства в иностранные компании, также повысит конкурентоспособность для занятии руководящих должностей. Еще одно предложение – ввести кураторов на каждом производстве, который будет прикреплен к данной компании, но являться независимым наблюдателем, возможно, со стороны государства. Это позволит быстрее решать проблемы на местах, так как куратор видит, как решается вопрос с местными кадрами, соответствует ли решение обязательству компании и может своевременно принять необходимые меры. Куратор также будет стимулировать наших молодых людей, помогать им в приобретении необходимых навыков, профессиональном и карьерном росте. К примеру, есть программа наставничества, когда более опытный специалист обучает вновь прибывшего сотрудника всем тонкостям и специфике работы на местах. В иностранных компаниях эта программа также практикуется, но зачастую воспринимается как обязаловка, то есть не все вновь прибывшие сотрудники хотят обучаться, расти профессионально, возможно их устраивает занимаемая должность. А есть амбициозные. молодые люди, которые хотят обучаться, повышать свои знания и навыки, достигать новых карьерных высот. Здесь следует проводить анкетирование, и тем, кто хочет расти, давать все возможности и оказывать содействие. Как раз такими вопросами и будет заниматься куратор. Если, допустим, хотят повысить в должности местного специалиста, а у него нет соответствующей компетенции, а обучение не предусмотрено бюджетом компании, этот вопрос как-то можно будет решать при государственной поддержке. Знания всегда в цене, а грамотные специалисты всегда востребованы. Знания –это ресурс и ресурс весьма ценный.
– Как на Ваш взгляд, что же все-таки мешает нашим ребятам продвигаться по карьерной лестнице, ведь, насколько известно, в иностранных компаниях ценят высококвалифицированных специалистов?
– Один большой недостаток, который есть у наших молодых ребят, - это неверный и пагубный стереотип, что занять руководящую должность, равно как и достигнуть успеха, можно только по протекции, благодаря покровительству влиятельных знакомых или родственников. Это в корне неверное заблуждение. Сейчас времена другие и каждый работодатель заинтересован в первую очередь в квалификации своих специалистов, а не в их родственных связях. То есть наступило то время, когда знания и навыки являются рычагами успеха. Я предлагаю менять свою ментальность, стараться смотреть через парадигму – я обучаюсь, я становлюсь сильнее, я самосовершенствуюсь, я становлюсь увереннее в себе и, соответственно, готов принять на себя большую ответственность. Если заменить свои устаревшие убеждения на новые, более продуктивные, то можно добиться многого. Молодым людям на своем примере могу сказать, что нужно ставить реалистичные поэтапные цели и достигать их. Я начинал с самых низов, у меня не было никакой протекции, всего, что у меня есть на сегодняшний день, я добился сам. У нас для молодежи открыты все двери, нужно только не лениться и постоянно работать над собой. Заниматься самообразованием – это требование времени. В частности, данный проект Президентский кадровый резерв – это колоссальнейшая поддержка для молодежи. Проект полностью прозрачный и открытый.
Евгения Максимова
zhaikpress.kz
Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице в Instagram и нашем Telegram-канале