3.03.2022, 9:40
Просмотры: 535

Не заметили объявление? Заплатите за уборную!

Наличие общественных туалетов – для Уральска больная тема. Их днем с огнем не сыщешь. К примеру, многие уральцы и гости города даже и не подозревают, что в здании ЖД вокзала эти услуги могут предоставляться бесплатно. Правда, не всем, а пассажирам с билетом на руках и инвалидам любой категории из числа провожающих и встречающих. Эту информацию завуалировали, хотя должны были разместить в полной форме и на видном месте, а также объявлять по громкоговорящей связи.

WhatsApp Image 2022-03-02 at 19.27.49

«Невидимое» предупреждение

– 40 тенге, такова стоимость платного туалета, помещение которого на цокольном этаже руководство ЖД вокзала сдает в аренду товариществу «Орал Жолаушы-Сервис», – рассказывает руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова. – При этом на столе в рамочке  крупным шрифтом написана эта цена без каких-либо оговорок, а вот сведения о бесплатном пользовании для определенных категорий заметить не так-то просто. Они были размещены мелким шрифтом на стенде возле дверей камеры хранения на половинке листа А4. Люди со слабым зрением, пожилые, дети либо те, у кого маленький рост, едва ли смогут заметить написанное, что пассажирам при наличии документа на дату выезда и весь путь следования можно воспользоваться услугами уборных комнат на вокзале бесплатно. Этими же льготами имеют право пользоваться и инвалиды, о чем в объявлении почему-то вообще не сообщили.

Поясним, что разбирательство с платными-бесплатными услугами насчет туалета на ЖД вокзале началось больше года назад, когда в департамент по ЗПП ЗКО обратилось ОО «Наурыз» (Центр правового и социально-экономического развития). Ведомство проинформировали, что в здании ЖД вокзала Уральска услуги по пользованию туалетом всем гражданам предоставляются на платной основе, информация о бесплатном доступе предоставлена не в полном объеме и в плохо обозримой форме, что нарушает права потребителей и граждан с ограниченными возможностями, которые имеют полное право на бесплатное посещение туалета в этом общественном заведении.

«Данное обстоятельство косвенно вынуждает граждан пользоваться платными услугами», – обозначило свою позицию ОО «Наурыз», в чем оказалось совершенно правым.

Правила есть, но сведения скудные

– Мы стали проводить экспертизу всех документов, касающихся работы ЖД вокзалов и предоставления ими услуг, – продолжает Эльмира Нуровна. – Как выяснилось из правил организации деятельности (в соответствии с приказом Министерства по инвестициям и развитию РК от 2015 г.), на ЖД вокзалах в зависимости от класса на платной основе предоставляются услуги общественного туалета при наличии альтернативы бесплатного. Иными словами, у потребителя должен быть выбор, какой туалет ему посещать. Также есть еще и нормативный Национальный стандарт обслуживания пассажиров на ЖД вокзалах, где и перечислены общие требования, касающиеся оказания обязательных услуг по предоставлению доступа к помещениям общего пользования. Кроме того, нацкомпания АО «Казахстан Темир Жолы» (собственник) также разработала и разместила на своем сайте нормативно-правовую документацию, где в одном из пунктов черным по белому прописано, что на ЖД вокзалах должен обеспечиваться бесплатный доступ в платный туалет инвалидам и пассажирам, которые приобрели билеты.

Кроме того, эти самые правила регламентируют, что поставщик услуг (ЖД вокзал) должен предоставить потребителям полную информацию на государственном и русском языках о правилах пользования, режиме, порядке работы туалета, в том числе – информацию для определенных категорий о его бесплатном пользовании. Данная информация должна быть не только вывешена на видных местах и в помещениях туалетов для сведения пассажиров, но и объявляться по громкоговорящей связи.

– У нас такая информация по громкоговорящей связи не объявлялась, – говорит Эльмира Киматова. – Да и полных сведений о бесплатном доступе в помещении туалета в обозримом виде тоже не было.

вокзал туалет (4)

Клозет под замком

Изначально департамент вел досудебную переписку с руководством ЖД вокзала Уральского участка. В ответ были выдвинуты аргументы, что «в здании железнодорожного вокзала имеется общественный туалет (мужской/женский) на цокольном этаже, который находится в имущественном найме (аренде) ТОО «Орал Жолаушы-Сервис». ...На цокольном этаже в арендуемом помещении размещена информация о том, что «при наличии на руках проездного документа на дату выезда и на весь путь следования можно воспользоваться услугами уборных комнат на вокзалах бесплатно. А также на 1-м этаже в здании вокзала имеется отдельный специализированный бесплатный туалет для лиц с ограниченными возможностями».

Оказывается, на 1-м этаже на ЖД вокзале, действительно, есть еще один туалет, который, по словам Эльмиры Киматовой, адаптирован для инвалидов-колясочников.

– Этот туалет запирается на ключ, – рассказывает руководитель департамента. – Если инвалид обращается, его открывают. Однако все категории инвалидов и пассажиров с билетами имеют право пользоваться этими услугами бесплатно в любом туалете на ЖД вокзале, и объявления об этом должны быть. Иначе как люди узнают о положенных услугах? Потом, инвалиды – это огромная категория населения, а не только те, кто передвигается на инвалидной коляске либо с тросточкой. Внешне иногда может быть и не видно, что человек имеет инвалидность. Есть бессрочная, временная инвалидность трех групп, включающих огромный перечень заболеваний…

Без суда не обошлось

Изучив обстоятельства дела и не дождавшись исправления ситуации, департамент был вынужден обратиться с исковым заявлением в специализированный межрайонный административный суд ЗКО. Правда, к производству было принято только третье исковое заявление.

– Мы направили исковое заявление об устранении всех нарушений, где ответчиком определили филиал АО «НК «КТЖ» – Актюбинское отделение магистральной сети, а также ТОО «Орал Жолаушы-Сервис», – говорит Эльмира Нуровна. – Затем выяснилось, что филиал не может быть ответчиком. Поэтому обратились в суд с ходатайством, чтобы в качестве ответчика судья определил НК «КТЖ» в лице Актюбинского филиала.

Как рассказывает Эльмира Киматова, состоялось и выездное судебное заседание, в ходе которого туалет на ЖД вокзале был осмотрен. Потом в процессе заседания выяснилось, что в АО «КТЖ» был регламентирован перечень информации, которая должна объявляться по громкоговорящей связи. Однако в него почему-то решили не включать объявление о бесплатном пользовании туалетом для определенных категорий граждан, поэтому и не заморачивались с озвучкой этих сведений.

– Странно, конечно, ведь АО «КТЖ» само разработало данный стандарт, который размещен даже на их сайте для сведения всех потребителей, значит – все поставщики, включая и руководство ЖД вокзала Уральска, должны эти нормы выполнять, – недоумевает руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО. – Я неоднократно бывала в Алматы и в других городах нашей страны – там огромный пассажиропоток, но услуги туалета вообще бесплатные… Сдавать в аренду помещение, они, конечно, имеют право. Но по нормам в туалете также должны быть  горячая вода жидкое мыло, одноразовые либо электрополотенца, туалетная бумага и прочее. Ведь все это входит в стоимость билета и прописано в стандартах, разработанных АО «КТЖ». А данные требования до конца не соблюдаются. Хотя мы уже не стали сильно углубляться по поводу соблюдения саннорм, так как это все-таки прерогатива органов СЭС…

Потребители должны быть в курсе

В итоге, решением суда требования истца были удовлетворены частично. В частности, суд решил обязать АО «НК «КТЖ», ТОО «Орал Жолаушы-Сервис» разместить в доступных местах ЖД вокзала полную информацию на государственном и русском языках о правилах пользования туалетом, в том числе – о бесплатном его посещении для определенных категорий. Также объявлять эту информацию по громкоговорящей связи на двух языках.

– На что ответчик (АО НК «КТЖ») подал в судебную коллегию по гражданским и административным делам областного суда апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на обязанность арендодателя в предоставлении этих видов услуг по пользованию туалетом, просил отменить, по его мнению, противоречивое судебное решение, резюмирует Эльмира Нуровна. – Однако оно было оставлено без изменений и уже вступило в законную силу. Правда, не знаю, как исполняется решение сейчас, но мы обязательно это проверим. Если на ЖД вокзале вновь отсутствует информация, необходимая к размещению в доступных местах о правилах пользования туалетом, о предоставлении бесплатных услуг инвалидам, а также пассажирам, имеющим на дату выезда и на весь путь следования проездной документ (билет), придется обращаться к частным судебным исполнителям…

Галина Каренских

zhaikpress.kz

Фото Оксаны Катковой

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале