Антикоррупционная политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.
В феврале текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев утвердил своим Указом Концепцию антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы, которая на сегодняшний день является главным стратегическим документом по противодействию коррупции. О том, что представляет собой данная Концепция и каким образом строится работа главного антикоррупционного ведомства по искоренению негативных коррупционных явлений в обществе, рассказал первый заместитель Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по Западно-Казахстанской области Амантай Рашкалиев.
– Уважаемый Амантай Елтаевич, при разработке Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан были учтены мнения бизнес-сообщества и экспертов, предложения граждан, а также передовой зарубежный опыт, международные стандарты. Какие задачи поставлены при реализации Концепции и какие из них в приоритете?
– В Концепции предусмотрено 6 блоков задач, включающих конкретные реформы и проекты, направленные на формирование нетерпимости к коррупции, минимизацию возможностей коррупции, обеспечение неотвратимости наказания за коррупцию, принятие мер по дальнейшему масштабному вовлечению гражданского общества в противодействие коррупции, мониторинг антикоррупционной политики и дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции. В числе приоритетов – стимулирование бизнеса на внедрение антикоррупционных стандартов. Компании, работающие честно, должны иметь преференции при госзакупках, налогообложении, получении субсидий и других видов господдержки. В этом контексте, предусмотрено расширение компетенции комплаенс-служб, ответственных за продвижение антикоррупционной политики в организациях, а также развитие рынка комплаенс-специалистов.
Для своевременного выявления и увольнения недобросовестных служащих, которые могут нанести ущерб государству своими потенциальными коррупционными деяниями, будет выработан механизм внедрения проверки на добропорядочность должностных лиц – «Іntegrity check». Качественная цифровизация, как фактор снижения предпосылок «бытовой» коррупции, обеспечит дебюрократизацию и прозрачность всех процедур, исключая прямой контакт гражданина с чиновником. Введение сопровождения бюджетных средств по принципу «окрашивания денег» исключит их нецелевое использование. Отдельное внимание в стратегическом документе уделено вопросам изменения ценностей и повышения антикоррупционной культуры, развития антикоррупционного поведения через институт семьи. Темы добропорядочности и антикоррупционной культуры будут включены в систему образования.
В документе отмечается, что Казахстан нацелен на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, неприятию населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер. Стратегической целью является достижение 47 баллов в Индексе восприятия коррупции Transparency International по итогам 2026 года, 55 баллов – к 2030 году, в 2021 году эта цифра составляла 37 баллов.
Благодаря системной превентивной работе, переходу на трехзвенную модель уголовного процесса, количество зарегистрированных в Казахстане фактов коррупции снизилось на 29%. Могу сказать, что за последние три года наблюдается динамика снижения зарегистрированных коррупционных преступлений. Согласно статистическим данным Национального доклада о противодействии коррупции в 2019 году было зарегистрировано 2245 фактов коррупции, в 2020 году – 2193, в 2021 году – 1557 фактов.
Во исполнение поручений Президента страны Агентством РК по противодействию коррупции кардинально пересмотрены подходы к оценке работы подразделений Антикоррупционной службы. Исключена гонка за статистическими показателями. Оценивание нашей работы осуществляется несколькими способами: 1) Общественный контроль. Насколько влияет деятельность конкретного руководителя в регионах на искоренение коррупции. Инструментом оценки будут выступать качественные критерии, основанные на социологических исследованиях, опросах населения, бизнеса; 2) Сумма денежных средств, преступное использование которых было предотвращено.
Отмечая приоритетность превенции коррупции, Глава государства тем не менее обратил внимание на необходимость соблюдения принципа неотвратимости наказания за совершение коррупционных преступлений. Так, в рамках имеющихся полномочий сотрудниками Антикоррупционной службы по Западно-Казахстанской области ведется широкомасштабная работа по снижению уровня коррупции в регионе, которая базируется на рациональном сочетании предупреждения, просвещения и мер уголовно-правового характера.
За 11 месяцев 2022 года Антикоррупционной службой по Западно-Казахстанской области зарегистрировано 67 преступлений, из них 57 или 85% коррупционных. По оконченным делам сумма установленного ущерба составила 53,8 млн тенге, возмещено 50,4 млн тенге или 94%. За указанный период за совершение коррупционных преступлений осуждено 17 лиц, из которых 4 лица – к лишению свободы и 13 лиц – к выплате штрафов, общая сумма которых составила 97,3 млн тенге, 90 млн тенге взыскано.
Стоит отметить, что оценку нашей деятельности дает население. Согласно сведениям Национального доклада о противодействии коррупции, в разрезе эффективности, мы находимся на 5 позиции по Республике Казахстан по уровню доверия населения Западно-Казахстанской области. Это весьма неплохой показатель, но в работе всегда нужно стремиться к более лучшим результатам.
– Агентством по противодействию коррупции разработана «Карта коррупционных рисков» для каждой области и города республиканского значения. Карта содержит перечень актуальных вопросов, которые не решаются в связи с несовершенством законодательства, отсутствием прозрачности процессов, наличием административных барьеров или произволом чиновников. Каким образом осуществляется реализация работы по направлениям, ориентированным на совершенствование системы противодействия коррупции?
– Председатель Агентства РК по противодействию коррупции отметил, что «Карта коррупционных рисков» должна стать ориентиром для работы территориальных органов конкретного региона. В Западно-Казахстанской области в «Карту коррупционных рисков» включены такие сферы, как «Экология», «Земля», «Сельское хозяйство», «Дороги и инфраструктура». Нами проведена масштабная работа и составлен план выявления и решения коррупционных рисков, проблемных вопросов в этих сферах.
К примеру, большую огласку в средствах массовой информации получило выявление нескольких сотен фактов незаконного распределения жилья из государственного жилого фонда для социально уязвимых слоев населения. В результате своевременного вмешательства Антикоррупционной службы по ЗКО были защищены конституционные права более 100 граждан из социально-уязвимых слоев населения, восстановлена их очередность на жилье, более тысячи лиц, незаконно находящихся на учете, были сняты с очереди. Возвращено в доход государства 27 миллионов тенге, путем погашения задолженности по арендным платежам, а также разницы при приватизации жилья по заниженной стоимости.
В целях развития сельского хозяйства, государством ежегодно выделяются бюджетные средства на организацию проведения мероприятий по идентификации сельскохозяйственных животных. Вместе с тем, из-за неправильной организованности работы уполномоченным органом в данном направлении, владельцы крестьянских хозяйств не могли получить субсидии для развития бизнеса из-за отсутствия идентификации сельхозживотных. Согласно сведениям Управления ветеринарии ЗКО, на 2022 год было запланировано идентифицировать 253 918 (КРС - 236 341, верблюды - 497, свиньи - 17 080) сельхозживотных. Однако, процессинговым центром своевременно не было организовано проведение государственного закупа по обеспечению, предоставлению услуг по хранению и транспортировке (доставке) изделий (средств) и атрибутов для проведения идентификации сельхозживотных. В результате, 365 глав крестьянских хозяйств для получения субсидий на развитие сельского хозяйства, идентифицировали 42 879 сельхозживотных за свои собственные средства. 13 крестьянских хозяйств, подавших заявки на идентификацию 1300 сельхозживотных, не могли получить данную услугу.
Только после вмешательства Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по ЗКО местные ветеринарные организации Западно-Казахстанской области полностью были обеспечены изделиями для идентификации сельскохозяйственных животных.
Также в регионе успешно реализуется проект по повышению правовой грамотности граждан «Адал көмек», главная цель которого оказание правовой поддержки социально уязвимым слоям населения для решения жизненно важных вопросов. С учетом потребностей населения в консультации по интересующим вопросам в различных сферах, на целевых площадках «Адал көмек» проводится прием граждан 2 раза в месяц по четвергам с 10 до 12 часов утра. Заранее в соцсетях публикуется объявление о том, какой юрист или какое государственное учреждение проводит прием граждан. С начала года правовая помощь оказана свыше 40 гражданам. К примеру, в результате оказания бесплатной юридической помощи, глава крестьянского хозяйства в одном из районов области получил положенные субсидии на приобретение сельхозтехники.
Также в регионе прошла акция «Народный юрист», в ходе которой проведен прием граждан представителями государственных и правоохранительных органов, а также предоставлены юридические консультации представителями региональных палат юридических консультантов, областных коллегий адвокатов, нотариусов. Они оказали гражданам юридическую помощь по всем интересующим их правовым вопросам и спорам, причем совершенно бесплатно. В целом, за время акции за консультационной и юридической помощью обратились свыше 250 человек.
Кроме того, в регионе открыт сервисный центр «Antikor оrtalyǵy», который стал постоянно действующей площадкой для приема граждан по вопросам коррупции. Его цель – создание благоприятных условий для беспрепятственного приема граждан и принятия оперативных мер по их обращениям, а также защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. В нем проводятся разъяснительные встречи по вопросам противодействия коррупции, деятельности комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора, правилах проведения внутреннего анализа коррупционных рисков) для представителей государственных учреждений, субъектов квазигосударственного сектора.
– Как известно, защите прав предпринимателей уделяется основное внимание в деятельности государства. Какие меры принимаются Антикоррупционной службой по защите бизнеса от незаконного вмешательства, по разработке алгоритма, предусматривающего дополнительное согласование любых следственных действий, затрагивающих интересы бизнеса?
– Антикоррупционной службой ЗКО на постоянной основе ведется работа по выявлению и пресечению фактов незаконного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса со стороны должностных органов. К примеру, 7 июня текущего года руководитель Антикоррупционной службы по ЗКО Нурлан Кыдырбаев встретился с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Республики Казахстан Рустамом Журсуновым. В ходе встречи были обсуждены вопросы защиты прав предпринимателей, работы портала «Единое окно закупок», воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью, предусмотренной статьей 365 Уголовного кодекса Республики Казахстан. 8 июня 2022 года в сервисном центре «ANTIKOR ORTALYGY» состоялась встреча на тему «О проблемных вопросах субъектов малого бизнеса в реализации новых санитарно-эпидемиологических правил в сфере общественного питания, организации школьного и лечебного питания». 13 октября 2022 на площадке Региональной палаты предпринимателей проведено очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции по обращению предпринимателей, осуществляющих международные грузоперевозки, о полученных уведомлениях из органов государственных доходов о занижении сведений в налоговой отчетности. В целом, работа с представителями бизнеса по вопросам правовой защиты малого и среднего бизнеса в регионе в данном направлении проводится на постоянной основе.
Пользуясь случаем, хотел бы еще раз напомнить, что ответственность за воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью предусмотрена статьей 365 Уголовного кодекса РК – влечет штраф в размере до 3000 месячных расчетных показателей с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо привлечение к исправительным работам в том же размере либо общественным работам на срок до 800 часов, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо наказание в виде лишения свободы на тот же срок.
Также в своей деятельности Антикоррупционная служба уделяет важное значение формированию антикоррупционной культуры. Например, в течение года проведено 690 мероприятий по формированию антикоррупционной культуры в обществе с охватом около 26 тысяч человек; 7 заседаний Комиссии по сотрудничеству с правоохранительными органами и противодействию коррупции, на которых были рассмотрены результаты, проведенных Департаментом, внешних анализов коррупционных рисков и антикоррупционных мониторингов. В целях активизации работы в сфере образования и формирования антикоррупционной среды реализуются проекты «Адал ұрпақ» и «Саналы ұрпақ». В Западно-Казахстанской области создано 309 добровольных школьных клубов «Адал ұрпақ» и 31 добровольный студенческий клуб «Саналы ұрпақ». В 75 организациях квазигоссектора исполняются функции антикоррупционного комплаенса. Систематически проводится разъяснительная работа по эффективности внедрения стандарта ISO 37001. Не стоит забывать, что главным оружием в борьбе с коррупцией является высокая гражданская позиция каждого гражданина и его неравнодушие к любым правонарушениям. В заключение хочу отметить, что по любым фактам коррупции, граждане могут обратиться в сall-центр Антикоррупционной службы 1424, который работает круглосуточно.
Жанна Балыкова,
zhaikpress.kz