Стали известны итоги выборов по одномандатным ТИК
24 марта 2023

Стали известны итоги выборов по одномандатным ТИК

ТИК области сообщил об итогах выборов
24 марта 2023

ТИК области сообщил об итогах выборов

С 25 марта по 29 апреля в Уральске объявляется санитарно-экологический месячник
24 марта 2023

С 25 марта по 29 апреля в Уральске объявляется санитарно-экологический месячник

Цены под контролем
24 марта 2023

Цены под контролем

Встречаем Наурыз
24 марта 2023

Встречаем Наурыз

Со светлыми помыслами – в весеннее обновление
24 марта 2023

Со светлыми помыслами – в весеннее обновление

26.07.2022, 9:15
Просмотры: 165
О качестве и нюансах строительства дорог

Одной из самых острых, актуальных и обсуждаемых в обществе проблем нашего региона являются дороги. О том, каким видят решение этого вопроса специалисты, мы обратились к ветеранам дорожной отрасли.

 Каткова по дорогам (4)

Наталья Мун:

– Во время существования Советского Союза самым распространенным видом транспорта были поезда. На сегодняшний день главное средство передвижения – автотранспорт. Сеть автомобильных дорог растет, но, к сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Многое зависит от климатической зоны. Нашу область, резко-континентальную, нельзя сравнивать с южными, теплыми регионами, где температура воздуха более стабильная. Поэтому существует множество технологических решений, разработок, добавок, которые позволяют асфальту легко переносить минусовые температуры. Помнится, в свое время были большие проблемы с трещинами, которые неизменно появлялись на относительно новом дорожном покрытии. На сегодня разработана такая резиновая добавка, которая придает асфальту пластичность, и даже, если покрытие приобретет трещины зимой, то в летнее время, когда температура воздуха поднимается до +30 градусов и более, трещины автоматически разглаживаются.

Вообще-то трудности в эксплуатации дорожного асфальтного покрытия были и будут всегда. Их возможно было бы решить, если бы у нас на каждые, хотя бы 300-400 километров, стояли мини-асфальтные заводы, имелась хорошая техника. Но пока такого нет.

Если говорить о Казахстане в целом, почему у нас не так хорошо развито современное автодорожное строительство: во-первых, существует дефицит строительных материалов. К примеру, только пять лет тому назад мы начали изготавливать собственный битум: в Павлодаре, Актау. Но и то, на сегодняшний день данный битум по качеству намного уступает российскому, да и рецептура наша осталась, скорее всего, еще с прошлого века. Также имеется дефицит каменного материала – Актюбинский щебень используется на весь Западный Казахстан. Также в числе проблем стоит отметить некачественное, если не сказать безграмотное, проектирование строительства автодорог. Не всегда организации, которые занимаются проектированием, компетентны в этом вопросе. А ведь автор проекта должен досконально изучать проектируемую местность.

Казбек Менеев:

– За годы независимости, я считаю, много сделано положительного для развития нашей страны. Много сделано и в дорожной отрасли. Взять, к примеру, дорогу на Таскалу, на Атырау, Актобе, сейчас строятся дороги в сторону Каратобе, Жангалы, Казталовки. Еще пройдет пара лет, и будут проложены дороги в другие удаленные центры области. Конечно же, упущения были, и чтобы их не было, необходимо, чтобы проектом дорожного строительства предусматривалась одна строительная компания, которая выполняла бы все работы в комплексе, и отвечала за допущенные нарушения тоже сама. К примеру, взять дорогу на Сайхин. При строительстве дороги республиканского значения, необходимо было бы заодно асфальтировать все ответвления на Урду, на Бисен и другие населенные пункты. А то получается, на каждом участке работают разные строительные организации, ищи потом ответственных за недоработки. Дорогу надо делать в комплексе.

– По качеству дорог наш регион в числе аутсайдеров в республике. Вот строительство дорог в южные районы сдвинулось с мертвой точки после критики Президента…

Казбек Менеев:

– Качество дорог оставляет желать лучшего. Но в последнее время, по моим наблюдениям, решение данной проблемы сдвинулось с мертвой точки: появились лаборатории качества, открылись институты технадзоров. Строго по Закону должны отвечать технадзоры. Ведь это не один человек, а целая команда, которая выигрывает тендер, и они постоянно должны находиться на объекте, будь то строительство дороги или ремонт объекта.

– Как вы думаете, должен ли руководитель области досконально разбираться во всех нюансах дорожной отрасли?

Казбек Менеев:

– Дорожники считают, что аким должен быть дорожником, медики – что медиком, сельхозники, что он обязан разбираться в делах сельского хозяйства. Это неправильно. Аким области должен быть компетентным во всех вопросах, но при этом у него должна быть сильная команда из дорожников, строителей, медиков, аграриев, учителей и т.д.

– Как во времена Советского Союза обстояло дело с лабораториями, в которых проверяется качество материала для строительства дорог?

Наталья Мун:

– В то время лаборатории были только в тех районах, где работали асфальтные заводы, и их можно было сосчитать по пальцам. В Уральске самым крупным подрядчиком был «УральскДорСтрой» и назывался он «девятым трестом». Он также был генеральным подрядчиком всей дорожной сети Уральской области, и при нем была самая оснащенная лаборатория, самые высококвалифицированные инженеры, материальщики, лаборантки. С ними можно было творчески работать по составлению рецептов, составов. Также была управленческая лаборатория, которая располагалась на бывшей ул. Батурина ныне М. Иксанова, и которая вела точечный контроль при выездах на объекты. Еще была большая лаборатория и завод в организации «ГорДорСтрой», которая занималась асфальтированием дорог города.

Сегодня же подрядчик, занимающийся строительством, реконструкцией, капремонтом обязан иметь аттестованную и аккредитованную лабораторию или арендовать ее. Со стороны заказчика в лаборатории подрядчика должен быть беспрепятственный вход, проверка, контроль. Любое испытание, а также проверка со стороны заказчика для подрядчика – Закон. Когда контролирующие органы ответственно выполняют свои обязанности, качество не страдает.

Георгий Разваров

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале