Из 711,8 тыс. ЛСИ, проживающих в Казахстане на сегодняшний день, 420 тыс. человек трудоспособного возраста (58%), 187,5 тыс. человек – пенсионного возраста (26,3%) и 104,3 тыс. человек – дети до 18 лет (14,6%).
Государственная политика в сфере социальной защиты ЛСИ направлена на их полноценную интеграцию в общество. Для обеспечения прав и законных интересов лиц с инвалидностью в Казахстане действует многоуровневая система социальной защиты, включающая: государственную помощь в виде социальных пособий и выплат; компенсацию утраченных функций организма в рамках социальной реабилитации; оказание специальных социальных услуг.
Социальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность, состоит из следующих выплат:
Первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности, выплачиваемые из бюджета. Их размеры зависят от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год, а также группы и причины инвалидности. В этом году размеры пособий повышены на 8,5%. По состоянию на 1 марта т.г. средний размер пособия по инвалидности составляет 58 656 тенге, численность получателей 532,3 тыс. человек, всего выплачено на сумму более 62 млрд тенге.
Второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС), если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в ГФСС. Их размеры зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
В соответствии с решением Правительства РК размеры соцвыплат из ГФСС ежегодно повышаются на уровень инфляции. В текущем году они были повышены также на 8,5%. По состоянию на 1 марта 2023 года средний размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности составляет 33 211 тенге, численность получателей 86,5 тыс человек.
По поручению Главы государства от 29 марта т.г. данного на открытии первой сессии Парламента VIII созыва с 1 июля 2023 года размеры государственных социальных пособий и социальных выплат из ГФСС планируется дополнительно повысить на 14,5%. В таком же процентном соотношении будут повышены размеры государственных пособий лицам, воспитывающим детей с инвалидностью, а также осуществляющим уход за лицами с инвалидностью первой группы.
Третий уровень – страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и пострадавший работник застрахован от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
ЛСИ, с учетом показаний и противопоказаний, за счет средств государственного бюджета обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, сурдо-тифлотехническими средствами, кресло-колясками, санаторно-курортным лечением, обязательными гигиеническими средствами, услугами индивидуального помощника и специалиста жестового языка.
Для удобства граждан в 2020 году запущен Портал социальных услуг, который позволяет лицам с инвалидностью самостоятельно выбирать производителя и поставщика технических средств (далее – ТСР) и услуг реабилитации. Внедрение Портала позволило в 2022 году довести исполнение индивидуальных программ реабилитации до 90,8%, а также обеспечить доступ к услугам и техническим средствам независимо от места проживания. По состоянию на 1 марта 2023 года через Портал лица с инвалидностью получили порядка 67,3 тыс. технических средств реабилитации, 6,1 тыс. – услуг жестового языка, 23,7 тыс. – услуг индивидуального помощника.
В целях исключения бумажной волокиты, контакта услугодателей с услугополучателями и обеспечения прозрачности процедуры по установлению группы инвалидности в пилотном режиме реализуется проект по заочному формату проведения медико-социальной экспертизы. Для получения услуги по установлению группы инвалидности заявителю необходимо только обратиться в поликлинику по месту жительства и пройти необходимое обследование, остальные процессы проходят без его участия за счет интеграции информационных систем. На начало года к проекту были подключены 700 медицинских организаций. По состоянию на 3 апреля 2023 года в заочном формате рассмотрено 15,2 тыс. заявок со всех регионов Казахстана.
Проводится работа по созданию доступной и безбарьерной среды для лиц с инвалидностью. Для мониторинга мер по адаптации объектов на местах и доступности этой информации лицам с инвалидностью функционирует портал «Интерактивная карта доступности». Данные на портале заполняются местными исполнительными органами, а оценку доступности дают непосредственно ЛСИ и их объединения.
В целях преодоления возникших социальных проблем и формирования возможностей участия в жизни общества ЛСИ оказываются специальные социальные услуги (далее – ССУ) в условиях стационара, полустационара и ухода на дому. В зависимости от потребности спецсоцуслуги предоставляются по 8 направлениям: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-культурные, социально-экономические, социально-правовые.
ССУ лицам с инвалидностью предоставляют 731 государственная организация, из них:
- 116 государственных медико-социальных учреждений стационарного типа;
- 80 государственных центров дневного пребывания;
- 32 государственных реабилитационных центра;
- 503 отделения социальной помощи на дому.
Альтернативой действующей сети стационарных организаций является оказание спецсоцуслуг в условиях дневного пребывания и на дому, которые в свою очередь направлены на укрепление семейных ценностей путем сохранения человека в семье. В результате более 800 детей, ранее находившихся в стационарных учреждениях, возвращены в свои семьи.
На сегодняшний соцзаказ по предоставлению ССУ также реализуется 182 НПО во всех регионах страны (в 2009 году – 4 НПО).
В Социальном кодексе РК, принятом Сенатом Парламента, предусмотрена трансформация системы социального обслуживания, главная цель которой – повышение доступности спецсоцуслуг для ЛСИ. Ведется работа по совершенствованию стандартов ССУ и тарифообразования; демонополизации и деинституализации системы спецсоцуслуг; повышению статуса социальных работников.
С 1 июля планируется реализация следующих проектов:
- обеспечение катетерами более высокого качества. Для этих целей при уточнении республиканского бюджета предусмотрено 328 млн тенге;
- увеличение норматива предоставляемых гигиенических средств (подгузников) в 2 раза за счет средств местного бюджета;
- совместно с Министерством здравоохранения определены критерии для направления детей с ментальными нарушениями на санаторно-курортное лечение. В этом году в пилотном режиме будут направлены 1000 детей по стране;
- реализация в 7 регионах пилотного проекта по внедрению подушевого норматива и вовлечению частного сектора в оказание ССУ.
Глава государства в своем Послании поставил задачу по улучшению качества жизни людей с особыми потребностями, в частности, это –расширение сети реабилитационных центров.
В 12 регионах запланировано строительство новых реабилитационных центров на 150 мест. Строительство начато в области Абай, Актюбинской, Жамбылской, Западно-Казахстанской и Туркестанской областях. В 2023 году начало строительства запланировано в Акмолинской и Атырауской областях.
Кроме того, в рамках реализации третьего этапа инициативы «Қамқорлық», направленной на развитие инклюзивного общества, Министерством труда и социальной защиты населения РК совместно с КФ «Қамқорлық қоры», КФ «Samruk- Kazyna Trust», ОФ «Қазақстан Халқына» и с местными исполнительными органами ведется работа по открытию центров дневного пребывания для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в 8 регионах страны. Каждый центр рассчитан на оказание услуг для 125 детей.
2 апреля т.г. открыл свои двери Центр для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в г. Шымкент, 3 апреля – в г. Павлодар.
Работа в данном направлении будет продолжена.