22.12.2021, 9:21
Просмотры: 73

О правилах хорошего тона

Человек – существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившиеся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с людьми. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

shutterstock_498994753-696x437

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика – это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». В государственной службе также был разработан и утвержден Кодекс этики госслужащих, в рамках реализации 12-го шага по формированию профессионального госаппарата, обозначенного Планом нации «100 конкретных шагов», а также разработано Положение об уполномоченном по этике.

До этого в Казахстане сложилась система служебной этики государственных служащих, состоящая из Закона «О государственной службе», Кодекса чести государственных служащих и ведомственных правил служебной этики. Наличие ведомственных правил служебной этики в каждом государственном органе дублируют положения кодекса.

Агентство по делам госслужбы предложило новый подход, который заключается в создании системы управления служебной этикой путем разработки единого свода стандартов поведения государственных служащих.

Новый Этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности госслужащих, конкретизирует и систематизирует поведение госслужащих при возникновении конфликта интересов и взаимоотношения с окружающими. Таким образом, стандарты поведения поднимаются на новый качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих.

Одним из механизмов эффективной практической поддержки Этического кодекса является должность уполномоченного по этике, к которым служащие и контактирующие с ними граждане могут обратиться за консультацией в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

Основная задача уполномоченного – рассматривать поступающие обращения и принимать меры реагирования для урегулирования проблемных вопросов.

Пожаловаться могут госслужащие, которые сталкиваются с фактами превышения должностных полномочий своих коллег на местах. Функции, возлагаемые на Уполномоченного по этике, сгруппированы по следующим основным направлениям: профилактика нарушений этических норм, консультация государственных служащих по вопросам применения этических норм, защита прав и интересов государственных служащих, формирование позитивного морально-психологического климата в коллективе. Для предупреждения споров Уполномоченными планируется проведение анонимного анкетирования, бесед и встреч с персоналом.

Согласно кодексу, госслужащие должны способствовать укреплению единства народа Казахстана и межэтнического согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана, быть честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность. Решения, принимаемые госслужащими, должны быть законными и справедливыми. Госслужащий должен противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, препятствующим или снижающим эффективность функционирования государственных органов, а также повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей, соблюдать установленные законами РК ограничения и запреты.

Государственный служащий, согласно кодексу, своими действиями и поведением не должен давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности. Разумеется, в этические принципы входит ряд ограничений: не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, государственных служащих и иных лиц при решении вопросов личного характера, а также не распространять сведения, не соответствующие действительности.

Кодекс гласит: «Неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, рационально и эффективно использовать рабочее время; на постоянной основе принимать меры по повышению качества оказываемых государственных услуг, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг; не допускать совершения проступков и иных правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность; соблюдать деловой этикет и правила официального поведения.

Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.

Государственные служащие, в том числе занимающие руководящие должности, не могут открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе, принуждать подчиненных служащих к участию в деятельности общественных и религиозных объединений, других некоммерческих организаций.

Государственный служащий должен быть всесторонне развитой личностью, постоянно поддерживать здоровый образ жизни и пропагандировать семейные ценности. При этом не следует допускать случаев безнравственного поведения, таких как: нахождение в общественных местах в сосотоянии алкогольного опьянения, оскорбление человеческого достоинства, нарушение законодательства, посягательства на порядок и безопасность окружающих.

Каждый из нас должен помнить, что во время рабочего и нерабочего времени мы несем ответственность за свои поступки и поведение, а соблюдение этических прин­ципов в любых обстоятельствах является основой высокого доверия общества к государственной службе.

Г. Бисалиева, 
главный специалист административно-правового отдела,

Фото: otyrar.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале