Однажды в музее Уральского отделения железной дороги я увидел несколько старых фотографий, и первым же моим вопросом был: «Кто это?». На них запечатлены группы людей, ходивших вдоль путей на станции и осматривавших железнодорожные составы. Кто-то из штатных сотрудников ведомства делал для них пояснения. Может быть, это были экскурсанты, которых знакомили с буднями отрасли? Или представительская комиссия из центра?
– Это общественные инспекторы, – сказал мне М. Т. Надточий, заведующий музеем, и этим лишь подогрел мой интерес к материалам на стенде.
– Правда, в настоящее время вы о них не услышите. С развалом Советского Союза не стало и общественных инспекторов, которые долгое время играли на предприятиях железной дороги, называвшейся государством в государстве, довольно важную роль.
Есть в Уральском отделении железной дороги пункт технического осмотра и даже не один – к примеру, на крупной станции Илецк, что находится на территории РФ, но входит в отделение дороги. Его специалисты осуществляют контроль за подвижным составом на стальных магистралях. Работа, без преувеличения, исключительной важности, ведь от нее непосредственно зависит безаварийное функционирование большого и сложного хозяйства, каковым является железнодорожный транспорт. Для лучшего контроля когда-то ввели тут институт общественных инспекторов. Их на добровольной основе брали из числа тех же работников предприятия, инициативных, неравнодушных, требовательных, и они свои обязанности выполняли в любое, и не только в рабочее, время.
– Свою трудовую деятельность в отрасли, – говорит многолетний заведующий музеем М. Т. Надточий, – я начинал еще в первой половине пятидесятых годов прошлого века на севере Казахстана. И уже тогда общественные активисты вносили свой существенный вклад в безопасность на железной дороге. Они имели специальные значки, удостоверения. О выявленных нарушениях немедленно докладывали соответствующим службам, вышестоящему начальству. Переехав на жительство в Уральск, я долгое время занимал в отделении пост главного ревизора по безопасности дорожного движения. Общественные инспекторы были у нас незаменимыми помощниками. Благодаря им удавалось не раз предотвращать аварии с самыми печальными последствиями. Приведу такой пример. Во время маневрирования вагоны не должны подаваться друг к другу со скоростью более трех километров в час. Но это служебное правило не всегда соблюдалось, и однажды в результате такой операции вагон от сильного удара был несколько сдвинут с тележки, на которой он стоял. Не заметь этого общественник – в пути произошла бы крупная авария.
На общественников в своей работе опирались и на других предприятиях отделения – в локомотивном и вагонном депо, в дистанции сигнализации и связи… Их регулярно поощряли морально и материально в виде премий. К сожалению, с развалом СССР не стало на стальных магистралях республики и общественных инспекторов. Кто-то посчитал, что необходимость в них отпала. Михаил Тихонович считает, что это серьезный просчет.
– В России, – утверждает он, – этот институт сохранился и более того, судя по сообщениям тамошней отраслевой печати, которую я много лет выписываю, действуют успешно, как и в прежние времена, служа дополнительным заслоном на пути разного рода нарушений и разгильдяйства. Я и сейчас, хотя уже и не возглавляю совет ветеранов, встречаюсь с некоторыми бывшими активистами, вспоминаем былое, и они тоже сожалеют о произошедших не к лучшему изменениях в родной отрасли. Мы, говорят, были не врагами, а надежными партнерами и товарищами своим коллегам по работе, потому что нас объединяли общие цели и задачи.
Евгений Чуриков,
фото из музея Уральского отделения
железной дороги
zhaikpress.kz