Практически все многоквартирные дома нашего города снабжены домофонной системой: дверь подъезда, подключенная к системе – это удобно, безопасно и практично. Но есть одно «НО» – хозяевам квартир необходимо ежемесячно оплачивать за услуги домофонной компании, хотя установленная система «сбоев» практически не дает. Спрашивается, есть ли нужда в ежемесячной оплате домофонной системы?
На этот вопрос мы попросили ответить руководителя департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмиру Киматову.
– Правоотношения между жильцами и домофонной компанией должны прекратиться сразу же после установки и ввода в эксплуатацию оборудования (домофонной системы).
Итак, собственники квартир пригласили домофонную организацию для установки системы, оплатили за все, что составляет данную систему: металлическую дверь, вызывную панель, блок питания и другое, также оплатили и за услугу установки системы. При этом домофонная компания не несет никаких расходов, тем более не платит за потребление электроэнергии. Таким образом, стоит полагать, что взимание абонентской платы неправомерно. Однако компании заключают договоры на обслуживание с установлением ежемесячной абонентской платы по типу коммунальных служб.
Законны ли действия субъектов предпринимательства, которые в договорах прописывают обязательным условием при установке системы внесение жителями многоквартирных домов ежемесячной оплаты на счет компании? По сути, установка домофонной системы – это разовая услуга, которая ничем не отличается от такой услуги как установка кондиционера в квартире. При появлении дефектов в работе кондиционера потребитель вызывает мастеров и оплачивает за проделанную работу по факту. То же самое и с домофонной системой. При появлении сбоев в работе системы владельцы квартир могут вызвать как компанию, которая установила систему, так и другую компанию, оказывающую аналогичные услуги, и заплатить за проведенный ремонт системы. А если учесть тот факт, что система – это собственность жильцов дома и за электроэнергию, от которой работает система, несут расходы сами жильцы, то действия предпринимателей – неправомерны.
– Таким образом, установили дверь с системой – на этом правоотношения между компанией и жильцами должны быть завершены. Подписывая договор с потребителями и навязывая дополнительные услуги (ежемесячное обслуживание системы), субъекты бизнеса нарушают нормы законодательства. Согласно ст.7 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» потребители имеют право на свободное заключение договоров на оказание услуг. Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг), – объясняет Эльмира Нуровна.
Вместе с тем, не редкими являются случаи, когда за не внесение абонентской платы, предприниматели отключают квартиру от системы, тем самым ограничивая гражданам доступ в подъезд?
– В соответствии со ст. 8-1 Закона исполнитель не должен включать в договор условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя. А установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно возмездным работам (услугам) и является нарушением и (или) ущемлением прав потребителей. Но, если собственниками квартир заключены договоры на оказание услуги, где одним из условий прописано внесение собственниками квартир ежемесячной платы за обслуживание и собственники не желают далее платить ежемесячно домофонной компании, то действия потребителей должны быть следующими: абоненты должны обратиться к руководству компании в письменном виде о расторжении договоров. Согласно ст. 42-2, п. 3 ст. 42-4 Закона, если в течение десяти календарных дней субъект предпринимательства письменно не ответит на претензию или откажет в удовлетворении требования, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в уполномоченный орган, государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, а также в суд в отношении компании с исковым требованием об обязании ответчика расторгнуть договоры на оказание услуги. Если компанией произведено отключение квартир от системы, то потребители также вправе выступить с исковым требованием: обязать компанию подключить квартиры к домофонной системе, – добавили в департаменте по защите прав потребителей ЗКО.
Георгий Разваров,
фото автора