С середины октября 2020 года по заданию Министерства просвещения Республики Казахстан все педагогическое сообщество нашей страны приступило к широкому обсуждению проекта профессионального стандарта «Педагог».
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт профессионального развития по Западно-Казахстанской области также организовал инфомационно-разъяснительную работу для более глубокого понимания педагогами профессионального стандарта. В рамках разъяснительной работы проводятся оффлайн и онлайн-встречи с представителями организаций образования области. Это руководители управления образования по ЗКО и департамента по обеспечению качества в сфере образования, преподаватели вузов и колледжей, руководители городского,районных отделов образования и специалисты методических кабинетов, директора школ и заведующие дошкольными организациями, педагоги организаций образования всех уровней.
Ежедневные встречи с разными категориями педагогов области в формате вебинаров и интерактивных часов проводятся согласно графику, составленному совместно с управлением образования ЗКО. На встречах обсуждаются рамки профессиональных компетенций педагогов, критерии компетентности педагогов по квалификационным категориям и карточки профессий по уровням образования. Целью такого масштабного обсуждения профессионального стандарта является понимание педагогами ключевых направлений и задач профессиональной деятельности с учетом усложнения уровня по отраслевой рамке.
Стандарт начинается с обращения министра просвещения Республики Казахстан Асхата Аймагамбетова к педагогам. Предлагаю ознкомиться с полным текстом его обращения:
«Уважаемый педагог! Ваша работа очень важна для всего общества, она обеспечивает развитие и процветание страны. В этом непрерывно меняющемся и непредсказуемом мире от вас ждут многого: глобальной образованности, профессии, ответственности, компетентности, а главное, любви к детям. Чтобы отвечать этим ожиданиям, нужно много работать над собой, постоянно развиваться на каждом этапе своего пути, с самого начала. Именно поэтому мы разработали новый профессиональный стандарт «Педагог», в который вложили современные представления о том, каким должен быть педагог – от начала своей деятельности до самого ее пика. Новый профессиональный стандарт «Педагог» должен стать навигатором профессионального развития казахстанских педагогов, так как он показывает, каким должен быть педагог, что он должен знать и уметь и что он должен делать на своем рабочем месте. Поскольку стандарт – очень важный документ, нам важно, чтобы все те, кто имеет отношение к педагогическому образованию и профессиональному развитию педагога, имели единое понимание в этих ключевых вопросах. Поэтому цель профессионального стандарта – объединить школы, педагогические вузы, организации повышения квалификации, управления образования для повышения профессионализма педагогов и их качества. Конечно, профессиональный стандарт позволит нам также объективно оценивать труд педагога во время аттестации, сдачи квалификационного теста. Благодаря новому стандарту повысится доверие общества, родителей к педагогу, ведь теперь они смогут четко понимать нормы, критерии качества педагогического труда. Прошу вас, дорогие коллеги, прочесть этот документ и поделиться с нами вашими мыслями и предложениями. Давайте вместе создадим профессиональный стандарт «Педагог»!».
Считаю, что информационно-разъяснительная работа должна быть проведена во всех организациях образования. Каждый педагог страны должен принять участие в обсуждении профессионального стандарта. Уверена, что руководители организаций образования нашей области проведут работу по глубокому изучению профессионального стандарта «Педагог» на должном уровне.
Содержание профессионального стандарта «Педагог» нового поколения позволяет:
– определить основы образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения;
– определить приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности;
– организовать поддержку практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения;
– развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе;
– определить основы образовательных программ подготовки, повышения квалификации педагога и возможности для непрерывного профессионального обучения;
– определить приоритеты в переподготовке специалистов из других сфер деятельности;
– организовать поддержку практики преподавания/воспитания и обучения педагога, профессиональной приверженности, общественного доверия и уважения;
– развивать лидерство педагога в преподавании/обучении и воспитании в профессиональном сообществе.
В профессиональном стандарте согласно национальной и отраслевой рамкам квалификаций определены необходимые знания, умения и навыки профессии педагога и четко обозначено содержание основной и дополнительной профессиональной деятельности.
В рамках профессиональных компетенций педагога представлены такие основные компетенции, как профессиональные ценности, профессиональные знания, практика преподавания /воспитания и обучения и профессиональный рост (развитие). Каждая из этих компетенций рассматривается через критерии и индикаторы.
Как работник системы повышения квалификации, считаю, что включение в профессиональный стандарт такой компетенции как профессиональный рост и развитие педагога является необходимым и своевременным.
Отрадно отметить, что педагоги нашей области активно участвуют в обсуждении данного документа. По итогам ежедневных интерактивных встреч по рассмотрению основных аспектов профессионального стандарта педагоги области предлагают свои рекомендации по совершенствованию некоторых критериев и индикаторов, вносят предложения по расширению задач профессиональной деятельности.
Профессиональный рост и развитие педагога, о которых говорится в стандарте, может осуществляться и через курсы повышения квалификации.
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» – одна из ведущих организаций, которая осуществляет повышение квалификации педагогов страны. Проводится огромная работа по совершенствованию имеющихся программ. В этом году были полностью обновлены 122 программы с учетом потребностей педагогов, актуальных приоритетов системы образования. Обновления коснулись включения тематики проектно-ориентированного подхода, инклюзии, вопросов Soft skills (гибких навыков). Кроме того, завершена разработка 50-ти новых курсов по предметным компетенциям. С 1 августа педагоги обучаются на курсах по новым предметным программам. Наряду с этим педагоги имеют возможность для участия в конкурсах педагогического мастерства. Ежегодно проводится республиканский конкурс «Панорама педагогических идей». В этом году на областной этап конкурса было представлено 465 работ. Лучшие будут отправлены для участия в республиканском этапе данного конкурса.
Хочется выразить надежду, что профессиональный стандарт «Педагог» станет единым ориентиром траектории профессионального развития педагогов всех уровней образования.
С учетом профессионального стандарта «Педагог» будут разрабатываться и обновляться образовательные программы, процедуры сертификации и аттестации, содержание непрерывного профессионального развития и строиться стратегия продвижения педагогических кадров по службе.
Кумыс Байкатова,
заместитель директора по УМР ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по ЗКО»,
источник фото: zakon.kz