29.08.2023, 9:45
Просмотры: 212

Основной Закон в защиту граждан

В преддверии Дня Конституции нам было интересно узнать о нововведениях в уголовном законодательстве по защите прав граждан, в том числе и в местах лишения свободы. Для этого мы обратились к начальнику управления досудебного расследования прокуратуры ЗКО Ю.В. Астафьеву.

Ю.В. Астафьев

– Юрий Валерьевич, начнем с того, что статья 16 Конституции РК закрепила право гражданина на личную свободу. Какую работу проводит прокуратура, как высший орган надзора за законностью и координирующий деятельность всех правоохранительных и специальных органов Республики Казахстан, в случае нарушения этого права?

– Дело в том, что арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях, причем у арестованного сохраняется право обжалования. Без санкции суда его можно задержать на срок не более 72 часов. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Но если даже человек ошибся и оказался в местах не столь отдаленных, нельзя забывать о том, что конечная цель правосудия заключается не в наказании осужденного, а его исправлении.

– Куда можно обратиться, если на задержанного оказывается давление?

– В соответствии с изменениями в Уголовно-процессуальный Кодекс (УПК) расследование уголовных дел о пытках теперь отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры: если ранее дела такой категории расследовались органами Антикоррупционной службы и подразделениями собственной безопасности МВД, то в настоящее время любая жалоба о пытках подлежит рассмотрению и расследованию только органами прокуратуры. Понятие «пытки», как противоправное деяние, влекущее уголовную ответственность, было введено в уголовное законодательство Законом РК от 21 декабря 2002 года (статья 347-1 «Пытки» Уголовного кодекса РК). Казалось бы, с этим нововведением более чем 20-летней давности они должны были прекратиться, но, судя по ужесточению наказания за пытки в настоящее время, делаем вывод, что они до сих пор не искоренены. В Послании народу Казахстана в марте 2022 года Главой государства пытки определены как «средневековое явление», подлежащее полному искоренению. Заявление Президента было вызвано высокой обеспокоенностью резким ростом пыток в 2022 году: если за весь 2021 год было зарегистрировано 318 уголовных дел о пытках, то только за 2 месяца 2022 года на момент послания Президента их количество по сравнению с предыдущим годом уже было превышено, а всего рост за прошлый год составил 200% (в абсолютных цифрах – 602 уголовных дела). В этой связи необходимо было принимать кардинальные меры по изменению ситуации, и основную роль в этом Президент РК возложил на органы прокуратуры.

– Какие изменения внесены в законодательство в 2023 году?

– Внесенными изменениями в Уголовный Кодекс была усилена ответственность за совершение пыток: если ранее по ч. 1 ст. 146 УК РК (т.н. простая пытка – без квалифицирующих признаков) было предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, ограничения свободы и лишения свободы до 5 лет и являлось преступлением средней тяжести, то после изменений в УК РК за аналогичное преступление ответственность усилена до 6 лет лишения свободы и стало тяжким преступлением; если по ч. 2 ст. 146 УК РК (пытки, совершенные группой лиц, неоднократно, повлекшие причинение средней тяжести вреда здоровью либо совершенные в отношении несовершеннолетнего или беременной женщины) было предусмотрено от 3 до 7 лет лишения свободы, то стало – от 4 до 10 лет лишения свободы без возможности применения альтернативных видов наказаний, не связанных с лишением свободы; если по ч. 3 ст. 146 УК РК (пытки, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего) было предусмотрено наказание от 5 до 10 лет лишения свободы, то стало от 7 до 12 лет лишения свободы также без альтернативного наказания. Недопустимо прекращение дел по пыткам: в связи с примирением сторон, актов амнистии, сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а также деятельным раскаянием. Для противодействия пыткам принят и ряд ведомственных документов Генеральной Прокуратурой РК. Так, Инструкция «По организации надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе» обязывает сотрудников органов прокуратуры ежедневно осуществлять проверки служебных помещений и ИВС органов уголовного преследования для недопущения пыток и других недозволенных методов ведения следствия и дознания, а в случае их выявления принимать меры к их предотвращению и незамедлительному принятию мер прокурорского реагирования. Инструкция «Об организации досудебного расследования в органах прокуратуры уголовных дел о пытках» указывает, что «прокурор, получивший заявление (сообщение) о пытках либо установивший факт применения пыток, незамедлительно производит его регистрацию в Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР) и производит неотложные следственные действия, что позволяет не допустить утрату важных доказательств совершения пыток и обеспечить эффективный сбор доказательной базы. Инструкция «По организации надзора за законностью уголовного преследования» одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры прямо установила: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, предупреждение и профилактику пыток.

– Какая работа ведется в исправительных учреждениях в этом направлении?

– Нами проводится работа по полному оснащению камерами видеонаблюдения всех помещений органов уголовного преследования и исправительных учреждений с исключением «слепых зон видимости». В ЗКО имеется 3 пенитенциарных учреждения (смешанной безопасности – следственный изолятор, максимальной и средней безопасности), которые к настоящему времени полностью оборудованы камерами видеонаблюдения. В текущем году это привело к полному отсутствию фактов регистрации в ЕРДР уголовных дел о пытках в пенитенциарной системе области. Органы уголовного преследования также практически полностью оборудованы камерами видеонаблюдения: если в органах Службы экономических расследований и Антикоррупционной службе «слепые зоны» отсутствуют, то в органах полиции такие зоны имеются и в настоящее время ускоренными темпами принимаются меры по их устранению. Техническими возможностями органов прокуратуры и Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной Прокуратуры РК обеспечивается прямой выход с камер видеонаблюдения служебных кабинетов и иных помещений правоохранительных органов и исправительных учреждений в подразделения органов прокуратуры (в ИУ прямой выход уже налажен, работы по осуществлению прямого выхода камер в органах полиции налаживается). Сервера, на которых осуществляется запись с камер видеонаблюдения, опечатываются и могут быть вскрыты только в присутствии прокурора. В этих учреждениях определены конкретные должностные лица, несущие личную ответственность за надлежащую работу камер, сохранность видеозаписей и серверов, в т. ч. за недопустимость доступа к ним третьих лиц с целью исключения фактов уничтожения записей, изобличающих лиц в совершении всех форм противоправных действий, в т. ч. и пыток. Во всех подразделениях правоохранительных органов ЗКО и сайте прокуратуры области отражен QR-код с номерами телефонов дежурных прокуроров, по которым можно обратиться о любом факте незаконных действий должностных лиц правоохранительных органов, в т.ч. о фактах пыток, для принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц в их совершении. Принятые законодательные и организационные меры уже привели к положительным результатам: всего по Республике Казахстан за 6 месяцев 2023 года зарегистрировано 221 уголовное дело о пытках, что значительно ниже, чем за аналогичный период прошлого года. По Западно-Казахстанской области также снижение: если за 6 месяцев 2022 года было зарегистрировано – 22 уголовных дела по ст.146 УК РК, то за 6 месяцев текущего года – только 12 уголовных дел, что означает снижение более чем на 50%. При этом следует отметить, что на сегодняшний момент, уже более чем 3,5 месяца факты регистрации дел о пытках и вовсе отсутствуют, что указывает на положительные тенденции в вопросах противодействия пыткам в регионе и подтверждает верность всего комплекса принятых прокуратурой мер в этом направлении.

– Юрий Валерьевич, спасибо вам за интервью. В канун празднования Дня Конституции хочется пожелать всем работникам правоохранительных органов успехов в вашем нелегком, но благородном труде.

Беседовала Светлана Аманова,

"Приуралье"

Асель Хакимова, руководитель отдела регистрации НПА департамента юстиции ЗКО:

– Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года и является высшим нормативным правовым актом Республики Казахстан, который определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Важность в том, что на Конституции строятся все законы Республики Казахстан: подзаконные, нормативно-правовые акты. Без Конституции невозможно существования права в целом в государстве – это свод законов, на основании которого строится вся правовая система в республике, по сути, определяя, как будет управлять государством народ. В ней собраны основные ключевые понятия, принципы и основы прав и обязанностей граждан и органов управления государством.

Народ является единственным источником государственной власти, которую он осуществляет через республиканский референдум и свободные выборы. В связи с этим, все изменения и дополнения в основной закон принимаются всенародно.

Органы юстиции имеют свое место в структуре государства и обеспечивают правовое функционирование государства, поддерживают режим законности в работе государственных органов, должностных лиц и граждан, и свою долю в исполнении норм Конституции, как орган, защищающий права и законные интересы граждан.

Умение соблюдать правила Конституции, чтить ее, соблюдение законов Республики Казахстан считаются главными обязанностями каждого гражданина. Граждане должны уметь не только пользоваться правами, но и выполнять все возложенные на них обязанности. Только тогда все требования Конституции будут выполняться.

Стабильность Конституции – гарантия стабильности страны и общества, опора Независимости.

Тимур Ажгалиев,

директор городской поликлиники №5:

– Конституция – это не просто свод законов, а документ, защищающий права человека. И конституционные положения должен знать каждый из нас. Безусловно, нужно больше и чаще говорить о том, на что мы имеем право, включая и такую важную систему, как здравоохранение. Тогда люди будут знать свои права и обязанности и смогут защитить себя в любой ситуации. В 29 статье Конституции очень содержательно указана позиция нашей страны в отношении охраны здоровья граждан: «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья». И все последующие законы и другие нормативно-правовые акты в сфере здравоохранения придерживаются этого принципа. Особенно сейчас немало критики обрушивается на систему здравоохранения, но критикуют преимущественно те, кто не знает, как обстоят дела в других странах, с более развитой экономикой и, соответственно, с более устойчивой системой финансирования этой сферы. Вроде бы должно быть лучше в плане доступности, но это совсем не так. Не спорю, что в части современных технологий и клинических инноваций мы от них отстаем, но по охвату медицинской помощью населения не отстаем ни на шаг. Вектор задан в самом главном документе нашей страны, и это незыблемо. И наша цель заключается в создании эффективной системы оказания медпомощи прикрепленному населению, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, с приоритетными направлениями профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале