Школьная программа требует от детей высокой умственной активности. Ребенок, получающий знания, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно растет и развивается. И потому он должен получать полноценное питание.
Пища – единственный источник, с которым ребенок получает строительные материалы и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания. Школьный период, охватывающий возраст от 6 до 18 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, эндокринной системы, головного мозга. Идет рост потока информации, усложнение школьных программ, сочетание занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, репетиторы). Все это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением пищевых веществ. Нарушения питания в этом возрастном периоде могут привести к серьезным сбоям жизнедеятельности организма, в том числе к расстройствам функций органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, высшей нервной деятельности. Поэтому обеспечение школьников рациональным полноценным питанием является одним из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Детей и подростков делят на две возрастные группы: младшая – от 6 до 11 лет, старшая – от 11 до 18 лет. Детям 6-11 лет рекомендовано пятиразовое питание, старшим – четырехразовое. Важно, чтобы время приема пищи соблюдалось. Надо воспитывать у школьников сознательное отношение к своему здоровью, которое может серьезно пострадать от несистематического и нерационального питания. Срывы в режиме, несоблюдение постоянных часов приема пищи удлинение или укорочение интервалов между едой приводят к расстройствам работы пищеварительных органов. В этом случае не происходит достаточной выработки пищеварительных соков, пища переваривается слабо, долго задерживается в желудочно-кишечном тракте и раздражает слизистые оболочки желудка и кишечника. Все это способствует развитию ряда хронических заболеваний. Особенно важно для растущего организма включение в пищу достаточного количества белка. Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества. При его дефиците у детей отмечается нарушение функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость. Продукты богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в меню необходимы молочные и кисломолочные продукты. Если в пище мало белка – страдает иммунитет (бесконечные простуды), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими. Также белок необходим для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира, которого должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности. В жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах – полезные. Пищу лучше готовить на пару, варить или тушить. Овощи – это источник витаминов и микроэлементов. Овощи и фрукты надо включать в каждый прием пищи, т.е. пять раз в день, и обязательно употреблять до еды. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишня) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груша и яблоки) – фруктозы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы и выводя токсические вещества. Ребенок должен есть разнообразную пищу. Каждый день необходимо есть мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, бобовые, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр в течение недели есть 2-3 раза. В школах составляется перспективное сезонное (лето – осень, зима – весна) рациональное, сбалансированное двухнедельное меню. При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся и воспитанников, их возрастную категорию, предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом.
Преимущество двухнедельного меню: разнообразие в питании за счет увеличения ассортимента блюд; обеспечение в течение недели равномерного распределения потребления пищевых калорий; учет совместимости продуктов и сочетаемости вторых блюд с гарнирами; ограничение использования чая не только как напитка, употребляемого детьми дома с избытком, но и фактора, снижающего всасывание железа и тем самым повышающего риск анемии; ограничение количества хлеба в целях максимального использования продукта и уменьшения доли калорий, получаемых за счет него; обеспечение планового завоза и правильного распределения продуктов.
Для обучающихся первой смены в общеобразовательных организациях предусматривается одно-, двухразовое питание, второй завтрак или второй завтрак и обед, для обучающихся второй смены – полдник, для групп продленного дня – второй завтрак, обед и полдник. При круглосуточном пребывании детей предусматривается не менее чем пятикратное питание. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов. Допускается замена пищевой продукции, масса порции блюд в граммах в зависимости от возраста.
В меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день и в последующие два-три календарных дня. Ежедневно в обеденном зале вывешивается меню, утвержденное директором. Администрация школы разрабатывает график питания учащихся, обеспечивает дежурство в столовых и назначает ответственных лиц за учет питания учащихся начальных классов, контролирует состояние документации пищеблока, а также наличие медицинских книжек у работников пищеблока.
В начале учебного года создают бракеражную комиссию в составе директора школы, медицинского работника, заведующего производством и представителя родительского комитета, социального работника, которая периодически проводит оценку качества питания. Ежедневно медицинским работником или ответственным лицом проводится органолептическая оценка качества готовых блюд с внесением записей в журнал органолептической оценки качества блюд и кулинарных изделий в соответствии с формой 3 приложения 9 Санитарным правилам. К органолептическим показателям продукции относят: внешний вид (цвет, форма, прозрачность, блеск, вид на разрезе и др.), консистенцию, запах, вкус. Периодически (внезапно) комиссия проверяет правильность закладки продуктов и выхода готовых блюд. Ежедневно ведет контроль здоровья работников пищеблока с регистрацией данных в журнал результатов осмотра пищеблока. Ежедневно на пищеблоке повар должен оставлять суточную пробу готовой продукции в соответствии с фактическим меню. Отобранные суточные пробы сохраняются не менее 48 часов в специально отведенном месте холодильника при температуре +2 – 60С. На объектах должен быть организован и питьевой режим, за организацию которого руководителем объекта назначается ответственное лицо, обеспечивается свободный доступ обучающихся и воспитанников к питьевой воде в течение всего времени их пребывания на объекте.
Зауреш Бижанова,
врач организованного детства, городская поликлиника №3
По области 100% учеников 1-4 классов и отдельных категорий учащихся обеспечены бесплатным горячим питанием – это 53025 детей. Стоимость питания для отдельных категорий учащихся составляет 485 тенге, для учащихся 1-4 классов – 380 тенге.
Во исполнение Плана мероприятий Министерства образования и науки РК по обеспечению качественным сбалансированным питанием школьников на 2021-2023 годы управлением образования ЗКО утверждено единое меню.
Недельное меню
№
|
Название блюда
|
1-4 класс
|
5-11 класс
|
1 день
|
|||
1
|
Каша с маслом
|
200
|
250
|
2
|
Батон с маслом
|
25/5
|
35/5
|
3
|
Компот из сухофруктов
|
200
|
200
|
4
|
Яблоко
|
100
|
100
|
2 день
|
|||
1
|
Салат из капусты
|
50
|
60
|
2
|
Плов с курицей
|
200
|
250
|
3
|
Ржаной хлеб
|
25
|
35
|
4
|
Какао с молоком
|
200
|
200
|
3 день
|
|||
1
|
Витаминный салат
|
50
|
60
|
2
|
Суп домашняя лапша к/б
|
200
|
250
|
3
|
Ржаной хлеб
|
25
|
35
|
4
|
Компот из сухофруктов
|
200
|
200
|
4 день
|
|||
1
|
Рыбные шарики с соусом
|
50/10
|
80/10
|
2
|
Картофельное пюре
|
150
|
200
|
3
|
Ржаной хлеб
|
25
|
35
|
4
|
Чай с сахаром
|
200
|
200
|
5 день
|
|||
1
|
Макароны с мясом
|
200
|
250
|
2
|
Ржаной хлеб
|
25
|
35
|
3
|
Желе фруктовое ягодное
|
200
|
200
|
4
|
Яблоко
|
100
|
100
|