Народная мудрость гласит, кто преуспел в обучении, но отстал в нравах, больше отстал, чем преуспел. Как писал великий мыслитель Востока Абу Наср Аль-Фараби «Знания без воспитания, без нравственного начала способны нанести вред, а не пользу» эта истина дает понять, что система образования, не включающая моральные ценности, обречена на провал и не даст положительных результатов.
Рост подростковой преступности, участившиеся драки школьников, вызывающие общественный резонанс, заставляют о многом задуматься. После массовой драки в Кызылординской области в апреле текущего года уволены директора двух школ и завучи по воспитательной работе. А почему нет спроса с кураторов, которые непосредственно прикреплены к учащимся и должны быть заняты воспитательной работой? Но разве можно увольнением начальства решить проблемы всей системы образования, если все соизмеряется показателями на ЕНТ, победами на олимпиадах, а вот моральным ценностям не придается особой значимости.
Может быть, пора пересмотреть подходы
к системе образования?
На протяжении нескольких лет, занимаясь вопросом подписки на периодические издания, общаясь с руководителями и библиотекарями школ, я сделала для себя определенный вывод, что на первое место в очагах знаний ставят показатели учебы, иными словами – выучку без воспитания. Что касается идеологии, то она отошла на задний план и мало кого интересует. К примеру, из бесед с директорами школ я поняла, что большинство педагогов перестали выписывать общественно-политические издания, как республиканские, так и областные. Предпочтение они отдают, в основном, методической литературе, обогащая предметные знания. Меня не перестает удивлять, как можно проводить классные часы на патриотическую тему без соответствующей литературы. Как могут учителя, особенно молодые, полностью доверять всему, что говорят и пишут в интернете? В социальных сетях много разной информации, но какая наиболее достоверная и объективная, судить нелегко. Только человек, вооруженный до зубов политическими знаниями, может противостоять идеологической пропаганде.
Для примера возьмем то, что происходит на Украине. Одно и то же событие может освещаться в совершенно разных ракурсах, в зависимости от источника информации: российский ли он, украинский ли, а может вообще, зарубежный. Недавно осудили двух жителей Уральска за сепаратистские высказывания в интернете. Возможно, этого бы не произошло, если бы люди владели официальной информацией и заранее знали о последствиях безрассудного поступка. Информационные войны полностью охватили пучину интернета, представляя угрозу духовному и нравственному развитию подрастающего поколения. Кто, если не учитель, обезопасит детей от их влияния, формируя у учащихся нравственное мировоззрение, нетерпимость ко лжи и фальши.
Школа должна служить авангардом нравственного и идеологического воспитания подрастающего поколения, а это возможно благодаря учительству, имеющему опыт идеологической работы. Причем объективные и достоверные знания можно почерпнуть именно из средств массовой информации, реализующих государственную политику.
Мое личностное становление связано с советским периодом, который запомнился мне прежде всего не развитой промышленностью и сельским хозяйством, а именно сильной идеологией. Мощь и величие советского государства составляла вера в светлое будущее, в строительство коммунизма. Не было масштабной коррупции, не было хищения государственного имущества и на этой твердой почве держалась и крепла промышленность, развивалось сельское хозяйство. Будет большой толк, если со школьной скамьи воспитывать нетерпимость к коррупции и этому должны быть посвящены классные часы.
В завершение хочется отметить тех руководителей, которые на протяжении нескольких лет поддерживают подписку на областные общественно-политические газеты «Орал өңірі» и «Приуралье»: директор СОШ №45 Алима Турегалиева, директор СОШ №32 Кымбат Рахимбердина, директор областной специализированной школы-лицея-интерната для одаренных детей №11 им. С. Сейфуллина Аягоз Хамзина и другие. Некоторые руководители на собственном примере показывают, как они поддерживают подписку местных изданий: директор СОШ №1 Аманжол Хайров, директор СОШ №17 Марат Зайнулиев, директор СОШ №3 Виктор Протасов и другие. Остается надеяться, что ряды педагогов, познающих политическую обстановку в мире и стране из проверенных и достоверных источников, со временем пополнятся. Ведь от политически грамотного учителя зависит не только будущее подрастающего поколения, но и всей нашей Родины!
Светлана Садырова,
zhaikpress.kz