Казахстанцы вынуждены экономить и придумывать новые стратегии, такие как переключение на более дешевые магазины, отказ от необязательных трат и поиск промоакций. По словам Сейсенгалиевой, более 80% населения страны составляют список покупок и следуют ему, отказываясь от импульсивных покупок. Также она отметила, что расходы растут, а доходы остаются на прежнем уровне, что заставляет жителей страны сокращать свои расходы, в том числе на продукты питания.
Среди продуктов питания наибольший спад потребления произошел в категориях молочных изделий (-9%), мяса (-8%), фруктов-овощей (-8,5%) и сладостей (-10,4%). Согласно исследованию, казахстанцы тратят на продукты питания половину своего дохода. В связи с этим специалисты компании отмечают, что большинство населения живет в условиях стагнации роста заработной платы при ускорении роста цен.
Исследование также показало, что экономика Казахстана столкнулась с рецессией, что заставило 72% потребителей сократить свои расходы на покупки. Кроме того, большинство покупателей начали искать более дешевые магазины, при этом 49% людей начали сравнивать цены в разных магазинах, а 20% готовы были преодолеть дополнительное расстояние, чтобы получить более выгодную цену.
По словам спикера, лояльность к брендам также снижается, поскольку 80% покупателей готовы заменить свой любимый бренд на другой из-за промоакции.
Интересно, что, несмотря на рост цен на потребительские товары, объемы продаж по-прежнему увеличиваются в крупных магазинах, автозаправках и супермаркетах.
Кроме того, исследование показало, что предпочтения потребителей в онлайн-магазинах стали все больше походить на их офлайн-покупки, где на первом месте стоят покупки еды и товаров потребления, такие как свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки и бакалея.