29.03.2024, 11:00
Просмотры: 119

Памятник сакрального зодчества

Газета «Приуралье» продолжает специальный проект под названием «Исторические здания города Уральска». В ходе него мы познакомим читателей с древними историческими зданиями нашего города, который богат историко-культурными и архитектурными памятниками.

WhatsApp Image 2024-03-29 at 10.41.58 (1)

Наверняка у многих вызовут интерес исторические сведения о зданиях, которые считаются свидетелями прошлого, где сокрыты тайны истории и особенности их строительства. Наше знакомство мы продолжим с архитектурного памятника XIX века – Красной мечети.

В середине XIX века в Уральске образовалась большая Татарская слобода, ее обитатели были зажиточными, занимались ремеслом, торговлей. В городе насчитывалось четыре мечети. Красная мечеть – одна из самых старинных мечетей Казахстана, также известная как Татарская. Ее биография богата на неожиданные повороты судьбы и загадки. Взять хотя бы тот факт, что историки до сих пор спорят, когда она была построена: в 1871 или в 1835 году? Точная дата постройки мечети так и не установлена. Зато доподлинно известно, что в медресе при мечети с 1895 по 1905 год учился Габдулла Тукай.

Красная мечеть по сей день остается одним из самых интереснейших исторических объектов Уральска.

Тухватуллин и Тукай

Помимо всего прочего, мечеть известна тем, что в медресе при мечети в 1895-1907 годах учился Габдулла Тукай, а его наставником был имам мечети Мутыгулла Тухватуллин.

У Мутыгуллы-хазрата и Габдуллы прослеживается схожесть судеб: родились под Казанью – один в Кайбицах, другой – в Кышлауче. А встретились именно в Уральске.

Мутыгулла учился в медресе под Казанью. Там он встретился и подружился с отцом Тукая.

Существует легенда, что они друг другу поклялись, что если один из них умрет, то другой возьмет опеку над его детьми. В итоге так и получилось, ведь когда Габдуллу привезли в Уральск, Мутыгулла много времени проводил именно с ним.

Поскольку Мутыгулла был сиротой, опять же как Тукай, после учебы в медресе его отправили в Каир, в Центральный университет Египта. После 10 лет обучения он возвращался на родину, заехал к родственникам в Уральск. Пошел в мечеть читать намаз, и все, кто его видел и слышал, были поражены его красотой, интеллигентностью, эрудицией, бархатным тенором, с каким он читал Коран. Тогда попечитель мечети стал уговаривать Мутыгуллу остаться. Но он объяснил, что должен рассчитаться с односельчанами, за счет которых учился в Египте. На это попечитель ответил, что это не его проблемы. И для того, чтобы Мутыгулла действительно остался в Уральске, он выдал за него замуж свою 17-летнюю воспитанницу-красавицу. Она родила ему пятнадцать детей, из которых восемь дожили до взрослого возраста. К примеру, Камиль – старший сын, стал известным издателем, дочь – Галия, взявшая псевдоним Кайбицкая, получила звание народной артистки Республики Татарстан.

Тухватуллин основал в городе Уральске медресе «Мутыйгия». Это медресе наряду с медресе «Мухаммадия» в Казани, «Галия» в Уфе и «Хусаиния» в Оренбурге, считалось лучшим учебным заведением страны. Преподавание в этих медресе соответствовало вузовскому. Мутыгулла преподавал ученикам философию, знакомил с трудами Авиценны, Аверроэса, Аль-Фараби. Знал наизусть строфы из Саяди, Фирдоуси, Навои.

Один из известных татарских поэтов Габдулла Тукай (1886-1913), который не дожил до своего двадцатисемилетия 12 дней, почти половину своей короткой, но яркой жизни прожил в Уральске, приехав сюда в возрасте 9 лет и уехав в Казань в возрасте 21 года. Габдулла ходил в медресе «Мутыйгия», а также одновременно посещал и трехгодичный русский класс. В Уральске Тукай выучился грамоте, русскому и арабскому языкам, сложился как поэт и написал свои первые стихи, помимо сложения стихов на татарском языке он занимался переводами с русского языка на татарский.

Здание мечети

Впрочем, это сейчас все уральцы знают историю мечети, а сам храм считается одним из самых интересных и значимых архитектурных объектов города. А было время, когда многие даже предположить не могли, что это здание – исторический памятник XIX века, настолько удручающим было его состояние. Дело в том, что в конце 20-х годов прошлого века решением Советской власти мечеть закрыли. Еще через несколько лет ее решили превратить в обычное типовое сооружение и сняли минарет. Так, в 1936 году в здании бывшей мечети обосновался Дом инвалидов, а еще через 30 лет – ремесленное училище.

В 70-х годах мечеть и вовсе превратили в общежитие для студентов, что особенно негативно сказалось на ее состоянии. С момента закрытия капитальным ремонтом здания никто не занимался, памятником архитектуры его признали лишь в 1980 году, но было поздно. Веселый студенческий образ жизни привел к тому, что даже находиться рядом с мечетью стало опасным для жизни. Стены разрушились, а само помещение было завалено мусором. Неудивительно, что в 90-х мечеть – вернее, то, что от нее осталось, – неоднократно предлагали просто-напросто снести.

Однако в 2000 году предприниматель и председатель Татарского культурного центра в Уральске Ришат Хайруллин взял здание мечети на баланс своего предприятия и занялся его реставрацией.

По сути, Ришат Увалиевич предотвратил окончательное разрушение Красной мечети, хотя никто не верил в успешность его замысла. Ему вообще предлагали создать на месте мечети булочную. Но он не отступился, и вот результат – историческая ценность восстановлена.

Сами уральцы же любят вспоминать другую историю: во время работы над минаретом мечети в городе началась ужасная гроза. Весь вечер буря вырывала деревья с корнем и уносила кровли домов. Поэтому строители волновались, что же будет с мечетью – ведь минарет не был закреплен полностью. Его успели прикрутить всего двумя болтами, ибо погода в тот день стояла спокойная – ничего не предвещало начала стихии. Однако минарет не сдвинулся даже на миллиметр, в то время как у близлежащего Торгового дома крышу сорвало ветром.

Словом, несмотря ни на что, ремонт мечети завершился быстро – уже 28 августа 2006 года мечеть открыл Верховный муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали. С тех пор здесь читают молитвы, проводят обряды бракосочетания. В Красной мечети совершал намаз даже Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Архитектура

Здание двухэтажное, стены сложены из красного кирпича, межэтажное перекрытие,  стропила, полы – деревянные, кровля шиферная. В северо-восточной части 1 этажа покрытия сводчатые из кирпича. Внутри здания стены оштукатурены, снаружи кладка стен выполнена под расшивку, высокий карниз украшен «сухариками». Окна второго этажа высокие, полуциркульные.

Сегодня, глядя на мечеть, невозможно представить, что она была разрушена и воссоздана вновь. Архитекторы постарались учесть все детали: высокий карниз, полуциркульные окна и яркую кирпичную кладку, благодаря которой мечеть больше ста лет назад и прозвали Красной. И сегодня это маленькое, аккуратное здание с устремившимся к небу минаретом как много лет назад выделяется среди выбеленных особняков Татарской слободы, как символ невероятной стойкости. Политические режимы, стихии, разрушения, время – все оказалось не властно над Татарской мечетью. Как? Неизвестно. Эту тайну Красная мечеть не раскрывает уже почти два столетия.

Алена Маликова,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале