Проект закона направлен на установление уголовных наказаний в соответствии с реальной общественной опасностью уголовных правонарушений, разграничение процессуальных статусов участников уголовного судопроизводства, расширение их полномочий и укрепление состязательности уголовного процесса, рационализацию порядка назначения и исполнения уголовных наказаний, оптимизацию форм и процедур досудебного расследования по уголовным делам.
В частности, предлагается решить ряд существующих проблем, среди которых:
- Существенное различие в сроках наказаний, предусмотренных за уголовные правонарушения с одинаковыми общественно опасными последствиями.
- Отсутствие уголовной ответственности за покушение на уголовный проступок и преступление небольшой тяжести.
- Несовершенство правил пересчета штрафа на ограничение или лишение свободы.
- Отсутствие условий для отбывания уголовных арестов и ряд других.
Законопроект предусматривает следующие пути решения описанных проблем:
- усиление уголовной ответственности за мошенничество, создание финансовых пирамид, монополистическую деятельность, экономическую контрабанду, уклонение от уплаты таможенных пошлин, незаконное пересечение и нарушение правил охраны Государственной границы, организацию незаконной миграции и другие общественно опасные деяния;
- введение уголовной ответственности за незаконную передачу, незаконное хранение и использование средств мобильной связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, а также за порчу средств наблюдения и охраны на территории указанных режимных объектов;
- усовершенствование признаков отдельных составов уголовных правонарушений, в том числе признаков группового неповиновения в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества;
- декриминализацию незаконной транспортировки и оборота нефти и нефтепродуктов в незначительных размерах;
- обеспечение принципа неотвратимости уголовной ответственности с установлением наказуемости покушения на уголовный проступок и преступление небольшой тяжести;
- трансформацию отдельных видов дополнительных наказаний в меры уголовно-правового воздействия с установлением возможности их применения в отношении лиц, освобождаемых от уголовной ответственности или наказания;
- совершенствование правил назначения и порядка исполнения отдельных видов наказаний, включая коррекцию понятия уголовного ареста со смягчением условий его отбывания и введением возможности назначения за совершение некоторых видов уголовных проступков;
- упразднение учреждений чрезвычайной безопасности;
- введение возможности финансирования служб пробации и учреждений уголовно-исполнительной системы из местных бюджетов;
- создание независимых общественных комиссий по вопросам условно-досрочного освобождения и замены наказания осужденным;
- совершенствование порядка санкционирования отдельных процессуальных и следственных действий с передачей ряда полномочий от судов органам прокуратуры;
- наделение стороны защиты правом предоставления суду консолидированного процессуального документа в виде акта защиты;
- расширение процессуальной значимости видеофиксации следственных действий с минимизацией дублирования результатов в протоколах;
- совершенствование института процессуального соглашения о сотрудничестве с осужденными;
- оптимизацию форм и процедур досудебного расследования, в том числе с сокращением числа выносимых органом досудебного расследования процессуальных решений.
При этом предлагается ввести в УПК новый раздел о возбуждении производства о применении мер уголовно-правового воздействия для того, чтобы после прекращения дела по «нереабилитирующим» основаниям в суд направлялось ходатайство о назначении конфискации имущества, лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
Как считают разработчики документа, это позволит применять эти меры в тех случаях, когда УК предусматривает конфискацию или лишение права в качестве обязательного наказания, но при этом уголовное дело подлежит прекращению до суда (примирение, сроки давности, амнистия и т.д.).
Предлагается скорректировать понятие «арест», исключив из него указание на обязательное отбывание этого вида наказания в условиях «строгой изоляции», то есть в одиночных камерах.
Смягчение условий отбывания ареста, введение возможности помещать «арестантов» в общие камеры, позволит задействовать потенциал специальных приемников и в целом исключить проблему «строительства арестных домов».
При этом предлагается ввести возможность назначения уголовных арестов и направления осужденных для отбывания этого наказания сразу из зала суда только по 4 статьям УК (ст.187, 196, 287, 296 УК).
Также законопроект предусматривает упразднение учреждений чрезвычайной безопасности, введение возможности финансирования служб пробации и учреждений УИС из местных бюджетов и другие поправки, направленные на совершенствование деятельности УИС и конкретизацию прав осужденных.
Кроме того, предусмотрено введение специальной «общественной» комиссии по вопросам условно-досрочного освобождения и замены наказания, которая будет независимо от суда оценивать степень исправления осужденного и его опасность для общества и выносить соответствующее заключение, носящее для суда рекомендательный характер.
В то же время предлагается передать 16 санкций органам прокуратуры:
- проведение негласных следственных действий;
- продление сроков их проведения и их прекращение;
- залог;
- наложение ареста на имущество;
- эксгумация трупа;
- объявление международного розыска;
- осмотр; обыск; выемка;
- личный обыск;
- принудительное освидетельствование; 1
- принудительное получение образцов;
- временное отстранение от должности,
- запрет на приближение;
- перевод лица в специальную медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь, приспособленную для содержания больных в условиях строгой изоляции.
При этом за судами сохранится только 7 санкций:
- содержание под стражей;
- домашний арест;
- экстрадиционный арест;
- продление сроков содержания под стражей, домашнего ареста, экстрадиционного ареста;
- принудительное помещение не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию для производства экспертизы.
За судом также сохраняется обязанность определения размера залога при санкционировании содержания под стражей.
Также предлагается предоставить стороне защиты возможность после получения копии обвинительного акта и до судебного заседания направлять в суд акт защиты, в котором будет указываться: позиция защиты относительно обвинения и вреда, указанного в обвинительном акте, в том числе оспариваемые и признаваемые доводы и позиции, представленные в обвинительном акте; доказательства, которые защитник желает представить суду, со ссылками на то, какие обстоятельства какими доказательствами хотят доказать; список лиц, о вызове которых в судебное заседание ходатайствует защитник, и прочие ходатайства защитника.