8.01.2024, 22:00
Просмотры: 69

Перевод жоқ: таксисты начали отказывать клиентам без наличных

Ужесточение контроля за банковскими переводами усложнила жизнь покупателям и потребителям услуг. Как таксисты обманывают государство и всё ещё пытаются вести теневой бизнес, рассказывает Orda.kz.

IMG-20240108-WA0034

Фото: pixabay.com

Напомним, в Казахстане начали действовать поправки в налоговое законодательство по использованию мобильных переводов. Предприниматели должны использовать отдельные счета для ведения бизнеса. Банки же обязали передавать в налоговую соответствующие сведения.

Теперь все денежные расчёты должны происходить с помощью контрольно-кассовых машин, включая оплату наличными или банковскими картами. При этом мобильные платежи через QR-код в приложении банка также разрешены, а оплата переводом денег на личную карту для субъектов предпринимательства теперь законодательно считается непрозрачной. Транзакции от разных людей принимаются как доказательство незаконной предпринимательской деятельности.

Нововведение вызвало резонанс среди казахстанских предпринимателей, в частности, таксистов. Алматинка Марина ежедневно пользуется услугами Яндекс.Go. Нашему корреспонденту девушка рассказала, что уже получала странные сообщения от таксистов до начала поездки.

«До недавнего времени использовала оплату картой, но затем из-за отказов везти меня или отговорок и просьб отменить перешла на оплату наличными или переводом. Сегодня водитель мне написал в чат заранее, что не приедет, если у меня будет перевод за услугу. Включила оплату картой. Всю дорогу он рассказывал, что ИП у него нет, а Яндекс.Go берёт 17 % от заказа и, мол, как он будет сейчас платить кому-то за свою работу. Поговорили о возможностях, переменах к лучшему, но мужчина оказался непреклонен, якобы государство ничего ему не дало, а как забрать, так самое первое», - рассказала пассажирка.

Эксперимент Orda.kz также показал, часть извозчиков уже отказалась от Kaspi переводов и перешла на наличный расчёт либо получает деньги через платежи на номер мобильного оператора. Оказалось, они не хотят отдавать процент от заработанного ещё и банку. Какими теперь способами пользуются извозчики?

«Сейчас только наличкой (на вопрос почему — прим. ред.). Просто не хочу вести учёт, так как столько не зарабатываю, чтобы всем этим заниматься. Лучше бы настоящих бизнесменов контролировали»,

поделился во время утренней поездки шофёр без ИП.

Есть и другой подтверждённый случай: водитель Uber попросил у клиентки скинуть плату по номеру карты его жены. Но после соответствующих вопросов всё-таки предоставил QR-код. А ведь есть и те, кто бы согласился на первое предложение.

«Мобильные переводы стали популярны среди индивидуальных предпринимателей, так как за них не надо платить неподъёмную комиссию вдобавок к той, что уже выставил агрегатор или, например, арендодатель автомобиля», - рассказал корреспонденту другой водитель такси в Алматы, который не работает в «белую» и попросил об анонимности.

Как известно, такие крупные сервисы, как Uber и Яндекс.Go, доплачивают таксистам за каждую поездку, но они также берут и проценты за право пользоваться агрегатором. При этом таксисты не могут отказать пассажирам в принятии безналичного платежа, поскольку это нарушение прав потребителей.

В пресс-службе Яндекс.Go ответили на вопрос Orda.kz, фиксируют ли они подобные нарушения.

«Наша служба поддержки не видит роста обращений пользователей о том, что водители-партнёры сервиса отказываются выполнять заказы с безналичным способом оплаты. В Яндекс.Go доступны оба способа оплаты: наличный (непосредственно перевозчику-партнёру сервиса) и безналичный (банковской картой, привязанной в приложении). Оплачивать заказ необходимо выбранным способом. Если водитель регулярно отказывается от поездок с безналичной оплатой, то у него падает важный показатель в системе — "Активность". Когда он опускается ниже определённого уровня, заказы перестают поступать»,-  отметили представители агрегатора.

В комитете государственных доходов тем временем призвали предпринимателей всё-таки вести легальный бизнес и отражать все свои доходы.

«Налогообложение субъектов бизнеса максимально упрощено, таксисты могут применять специальный налоговый режим на основе патента, ставка по которому составляет всего 1 % от общего дохода. К примеру, если доход составляет 200 000 тенге, то налог будет всего 3000 тенге в месяц. При этом необязательна покупка кассового аппарата, существует несколько бесплатных мобильных версий кассовых аппаратов».

По данным КГД, в специальном приложении для таксистов «уже встроен кассовый аппарат». Водитель может оказывать услуги, выбить чек в электронном формате и отправить его клиенту.

Только вот этот режим можно использовать при доходе, не превышающем 10,3 млн тенге в год. По некоторым наблюдениям, перевозчики могут зарабатывать больше.

За такое без регистрации ИП предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 15 до 100 МРП. За сокрытие доходов — штраф в размере 200 % от суммы неуплаченных налогов (при повторном нарушении — 300 %). За невыдачу чека — от 15 до 50 МРП.

Есть ответственность и за отказ в принятии безналичных платежей с использованием карт — первый раз предупреждение, при повторном нарушении — штраф в 40 МРП или 147 680 тенге.

Если таксист отказывается принимать оплату по карте или QR-коду, то это можно зафиксировать на видео и обратиться в органы госдоходов.

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале