Фото: pexels.com
Динамика за более длинный промежуток времени не позволяет назвать кожевенную отрасль Казахстана динамично развивающейся. За последние 20 лет небольших всплесков роста производства было несколько. Объемы выпуска в 1,7–1,8 млн пар были максимальной точкой роста в 2008, 2011 и 2015 годах. После этого следовал двух-трехлетний спад.
Пошив 1,7 млн пар обуви для страны с населением в 19,8 млн человек — это очень мало, учитывая, что казахстанцы за 2022 год купили 40,3 млн пар. На фоне растущего потребления собственное производство, которое фактически стоит на месте последние 20 лет, смотрится весьма скромно. Доля отечественных обувщиков — всего 3,3% рынка, – объяснили аналитики.
Причем 15–20 лет назад удельный вес выпуска отечественных обувных фабрик на внутреннем рынке был значительно выше — 25%–37%, хотя объемы отшивали такие же небольшие, как и сейчас. Дело в том, что с 2011 года казахстанцы стали больше и чаще покупать обувь, объем реализации на внутреннем рынке за четыре года вырос более чем в 15 раз — с 5,1 млн до 80,9 млн пар. После этого рекорда, уставленного в 2014 году, показатели продаж обуви то падали, то поднимались, но уже не опускались ниже 24 млн пар в год.
Ожидаемо основные потребности казахстанцев в обуви закрывают заграничные поставщики — импорт занимает 96,7% от всего объема ресурсов в секторе. Главным поставщиком обуви для Казахстана является Китай, на втором месте — Турция, на третьем — Узбекистан. В прошлом году в республику ввезли 38,7 млн пар, за январь–март этого года —12,2 млн пар (плюс 75,6% за год).
При таком уровне импорта цены на обувь в Казахстане диктуют заграничные поставщики. Наиболее ощутимое удорожание обувной продукции в стране за последний год наблюдалось с конца 2022 года. Показатели годового роста цен с ноября 2022-го по январь 2023 года держались в пределах 18%-19%, а в феврале – марте превысили планку в 120%.