25.06.2024, 11:45
Просмотры: 285

Почти новое авто взамен на запчасти?

Будьте бдительными при покупке автомобиля. Иначе может случиться и такое, что приобретенная машина окажется не только бывалой, но и уже списанной страховой компанией на запасные части.

қала1

Подобная история приключилась с одним из автопокупателей в Уральске. За 9,9 млн тенге по Trade in (программа обмена, позволяющая зачесть стоимость авто с пробегом в стоимость любого нового авто или с пробегом) мужчина приобрел у продавца (ТОО, занимающееся продажей автомобилей) бывший в употреблении «Фольксваген Пассат» 2021 года выпуска с пробегом в 9620 км. Как и предполагалось условиями программы по обмену, эта машина была куплена в счет продажи продавцу другой – «Фольксваген Поло», причем, в вполне хорошем качестве. Покупателем руководило желание сменить свой автомобиль на другой, классом выше. Он и подумать не мог, что такая покупка окажется с подвохом. Однако спустя год при попытке реализовать данное авто неожиданно выявился факт его серьезных повреждений и восстановления после дорожно-транспортного происшествия. Информация о том, что купленный автомобиль попал в ДТП на территории США, а потом был списан страховой компанией на запчасти, была размещена на общедоступном сайте во Всемирной сети. По мнению покупателя, машину продали через торговую площадку в поврежденном состоянии, а при оформлении сделки менеджер умолчал о данном факте, указав лишь то, что был произведен косметический окрас капота, бампера и крыла.

– В этой связи покупатель был вынужден обратиться в суд с исковым требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств, уплаченных за авто. Но изначально, как предполагает Закон РК «О защите прав потребителей», продавцу была направлена претензия об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка вследствие недостатков товара в добровольном порядке. Напомню, что претензия обычно вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением по адресу электронной почты продавца. Последний обязан рассмотреть ее и в случае несогласия в течение 10 календарных дней со дня получения представить мотивированный письменный ответ, обоснованный документально. Продавцом был предоставлен такой ответ, ввиду чего департамент торговли и ЗПП по ЗКО был не вправе провести проверку в отношении данного субъекта предпринимательства, но в связи с предоставлением отказа в удовлетворении потребительского требования, наш департамент принял участие в судебном процессе в качестве третьего лица, – сообщила руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО Эльмира Киматова.

Вот что было сказано в ответе продавца авто, который ссылался на подписанный договор купли-продажи:

«В момент приема-передачи автомобиля покупатель обязан осмотреть его, проверить качество и комплектацию. В случае отсутствия претензий подписать акт приема-передачи. В соответствии с п. 4.4. договора покупатель имел право привлечь лицо, обладающее специальными знаниями для проведения осмотра и проверки технического состояния автомобиля. Акт приема-передачи к договору купли-продажи был подписан без каких-либо замечаний. Этим покупатель подтвердил, что автомобиль находится в исправном техническом состоянии и годен к эксплуатации и соответствует его требованиям. Более того, подписанием технической спецификации покупатель подтвердил, что ознакомлен с теххарактеристикой авто, включая имеющиеся недостатки».

Как рассказали в департаменте торговли и ЗПП по ЗКО, когда был подан иск в суд, ответчик (продавец) выразил свое несогласие с ним. Кроме вышеизложенных объяснений, им было мотивировано, что спустя год эксплуатации истец направляет претензию и утверждает о серьезных повреждениях машины после ДТП в США, что является недостаточно обоснованным. Ведь техспецификация и акт приема-передачи автомобиля подтверждают, что он был передан в состоянии, отвечающем условиям договора купли-продажи.

– По законодательству, если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Все это должно быть указано в документе, подтверждающем факт приобретения. И если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации повлеклоприобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Продавец обязан в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу покупателя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара либо вследствие неполной, недостоверной или несвоевременной информации о нем. Причиненный вред подлежит возмещению независимо от его вины и от того, состоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял, – отметила Э.Киматова.

Однако ответчик, ссылаясь на прописанные пункты договора купли-продажи, выразил свое несогласие с иском:

«…поскольку автомобиль является бывшим в употреблении, технически сложным устройством, покупатель настоящим подтверждает, что он согласен и уведомлен продавцом, что у машины могут быть выявлены скрытые недостатки, возникшие ранее и не указанные в акте приема-передачи и в технической спецификации…».

В итоге в судебном иске покупателю было отказано. Как пояснили в департаменте торговли и ЗПП по ЗКО, основной аргумент со стороны продавца – это то, что нормы закона по защите прав потребителей в отношении товара (авто) были неприменимы. В договоре купли-продажи оказались вписанными пункты о том, что в таком товаре могут быть скрытые дефекты, которые могут выявляться и потом. Суд посчитал, что со стороны истца не было предоставлено доказательств того, что о существенном дефекте ввиду серьезного ДТП мог знать продавец.

«Доводы представителя истца о том, что продавец скрыл факт восстановления транспортного средства после серьезного ДТП, тогда как согласно договору он должен предупредить покупателя  обо всех известных дефектах и недостатках автомобиля и о возможности выявления в будущем скрытых дефектов, поскольку автомобиль является бывшим в употреблении, суд считает несостоятельными, так как истцом доказательств о том, что продавец знал о ДТП суду не предоставлено».

– Истец, конечно, намерен подать апелляционную жалобу, но добьется ли он возврата денежных средств, неизвестно. В результате покупатель может остаться с некачественным авто, пригодным только на запчасти, хотя при его покупке он отдал свою машину в хорошем состоянии и хотел приобрести более современный автомобиль. Вышло все наоборот. К большому сожалению, данная покупка оказалась с подвохом, доказать который пока не предоставилось возможным. Но для других автопокупателейэтот случай является показательным. Проверяйте все возможные источники при покупке машины, приглашайте для этого специалистов, не спешите подписывать договор купли-продажи, не изучив все его пункты, – резюмировала Эльмира Нуровна.

  • 23,9 млн тенге с начала года смогли вернуть потребители за некачественный товары при поддержке департамента торговли и ЗПП по ЗКО. За пять месяцев с начала этого года поступило 243 письменных обращения.52 – были перенаправлены для рассмотрения в пределах компетенции в иные госорганы, 14 – отозвано заявителями. 53% из рассмотренных обращений были удовлетворены. Свыше 120 западноказахстанцев обратились за получением консультативной помощи, 147 позвонили на телефон «горячей линии».
  • Департамент торговли и защиты прав потребителей по ЗКО находится по адресу: г. Уральск, ул. Сарайшык,44/2 (здание управления координации занятости и социальных программ ЗКО, 3 этаж). Телефоны горячей линии: 8 (7112) 25-06-03, 50-00-44. Сообщить о нарушениях потребительских прав можно и через телеграмм-бот (kzpp_bot) и портал электронного правительства (egov.kz) либо единую информационную систему защиты прав потребителей e-tutynushy.kz.
  • Департамент торговли и ЗПП по ЗКО вправе проводить внеплановые проверки субъектов бизнеса по фактам нарушений прав потребителей. По их результатам госорган может привлекать продавцов к административной ответственности по ч. 5, ч. 6 ст. 190, ч.1 ст. 193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях». С начала года состоялось пять таких внеплановых проверок, субъекты предпринимательства получили предупреждения.
  • ДТ и ЗПП по ЗКО также может выступать истцом в судебных процессах и направлять исковые заявления в суд. Он уполномочен участвовать в процессах по рассмотрению гражданских дел о защите прав потребителей в качестве 3-го лица, специалиста государственного органа. С начала этого года состоялось 49 таких судебных процессов по рассмотрению гражданских дел о защите потребительских прав западноказахстанцев.
  • В рамках проекта «Сапалы өнім» областным обществом защиты прав потребителей при поддержке департамента торговли и ЗПП по ЗКО с начала года было закуплено 40 проб пищевой продукции («молочка», подсолнечное масло, колбасные изделия, кондитерская продукция и другое). По 27 пробам были получены протоколы исследований Уральского городского управления санэпидконтроля, согласно которым в 19 случаях было выявлено несоответствие требованиям технического регламента Таможенного союза в части маркировки. В этой связи в отношении субъектов предпринимательства было возбуждено административное производство, по пяти видам пищевой продукции департаментом Комитета технического регулирования и метрологии Минторговли и интеграции РК по ЗКО произведена отмена деклараций.

Галина Каренских,

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале