20.10.2022, 9:02
Просмотры: 319

Полигоны ТБО под контролем

На заседании Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО с представителями общественности озвучили результаты антикоррупционного мониторинга по соблюдению санитарных требований в деятельности полигонов твердых бытовых отходов по Западно-Казахстанской области.

ТБО - антикор (2) (1)

В мероприятии приняли участие члены областного общественного совета и представители экологических НПО. По информации Антикоррупционной службы ЗКО, в настоящее время разработана «Карта коррупционных рисков» с разбивкой проблемных вопросов, волнующих жителей и представителей общественности в разных регионах страны. В нашем регионе в карту в качестве одной из проблемных сфер включен вопрос экологии. Полигоны для твердых бытовых отходов регулируются Экологическим кодексом Республики Казахстан, так как находятся в первой категории.

ТБО - антикор (3)

На территории Западно-Казахстанской области имеются 147 полигонов «Твердых бытовых отходов» (ТБО), из которых 2 полигона ТБО имеют разрешительные документы, а остальные 145 относятся к сельским полигонам и у них есть решения местных исполнительных органов о выделении земель, полученных в целях хранения отходов. В целом, по республике всего 22% полигонов ТБО соответствуют санитарным требованиям. Доля объектов размещения твердых бытовых отходов (от общего количества мест их размещения), соответствующих экологическим требованиям и санитарным правилам, в области составляет 1,36%. Разрешения на эмиссии имеются только на полигонах твердых бытовых отходов г. Уральска и г. Аксая.

– Эксплуатацию действующего полигона твердых бытовых отходов в г. Уральске осуществляет ТОО «ICM RICYCLING». В 2017 году данное ТОО передано в доверительное управление сроком на 10 лет. Полигон ТБО в г. Уральске создан в 1975 году. Общая площадь 35 га и срок накопления отходов 25 лет. В 2000 году срок был продлен до 2025 года. На сегодняшний день разработана ПСД проекта «Рекультивация полигона для захоронения ТБО», разработанного подрядной организацией ТОО «Уралводпроект». Сумма проекта – 51 миллион тенге. Стоимость экспертизы – 2,1 млн тенге. Предполагаемая сумма строительства – 15 млрд тенге. На полигоне твердых бытовых отходов в г. Уральске установлена цена – 230 тенге за 1 кубический метр объема отходов. В среднем за сутки на территорию полигона заезжает 50-75 единиц спецтехники и вывозится 700-1000 кубометров твердых бытовых отходов, – пояснил руководитель управления превенции департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ЗКО Биржан Хайруллин.

Всего на территории областного центра зарегистрировано 10 ТОО, занимающихся вывозом твердых бытовых отходов. Основную часть ТБО вывозит ТОО «Орал Таза Сервис». На сегодняшний день в нем трудятся 145 человек. Ежедневно в работах задействовано 22-25 единиц техники. ТОО обеспечивает 750 площадок и более 2800 контейнеров для ТБО.

– Как известно, в соответствии с Договором доверительного управления, «Доверительный управляющий» обязан осуществлять требования, установленные «Учредителем». При мониторинге проведен анализ хода исполнения договора доверительного управления, и были выявлены следующие недостатки: 1) В соответствии с п.8, ч.3 указанного договора «Доверительный управляющий» должен представить в письменной форме отчет о проделанной работе до 25 декабря текущего года. Мониторинг показал, что есть отчеты о проделанной работе за 2017 и 2021 годы. В 2018, 2019, 2020 годах «Учредителю» не представлялся отчет о проделанной работе со стороны «Доверительного управляющего». Кроме того, отчет по проделанной работе за 2021 год представлен 7 февраля 2022 года. Это свидетельствует о нарушении п.8 ч.3 договора доверительного управления, т.е. срока предоставления информации. Это, в свою очередь, свидетельствует о бездействии «Учредителя» и ненадлежащем уровне контрольно-надзорных функций; 2) В соответствии с п.4, ч.1 Договора доверительного управления предусмотрено «Выполнение работ по благоустройству объекта в течение года для беспрепятственного проезда транспортных средств, обеспечение изоляции полигона путем установки ограждения». Однако, дороги для беспрепятственного проезда транспортных средств не созданы, а состояние дороги, ведущей на полигон, очень плохое; 3) В соответствии с п.10, ч.1 Договора доверительного управления (выполнение двухрядных посадок деревьев, обеспечение озеленения прилегающей территории) работы выполнены не были; 4) В соответствии с п.19 ч.1 Договора доверительного управления, не построены административно-бытовые помещения для обслуживающего персонала в соответствии с санитарными нормами; 5) В соответствии с п.23 ч.1 Договора доверительного управления, в целях исключения доступа посторонних лиц на территорию полигона не выполнены работы надлежащего уровня; 6) Со стороны «Учредителя» не утверждены четко установленные требования и критерии к принятию годовых отчетов о проделанной работе; 7) «Доверительным управляющим» в годовых отчетах не представлены фактические сведения (фото, видео, акты и т.д.), подтверждающие проделанную работу. Все это говорит о том, что годовые отчеты, предоставляемые «Доверительным управляющим», готовятся на формальной основе, – подчеркнул Б. Хайруллин.

Таким образом, мониторинг выявил следующие коррупционные риски в данной сфере:

1. Отсутствие специальных полигонов в сельской местности, появление свалок в несанкционированных местах создают риск возникновения больших экологических проблем в будущем;

2. Статьей 505 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» предусмотрены меры предупреждения или штрафы по «нарушению правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также сносу, уничтожению и повреждению объектов инфраструктуры городов и населенных пунктов». По данным управления местной полицейской службы департамента полиции Западно-Казахстанской области, количество выданных предупреждений значительно выше, чем наложенных штрафов. Это, в свою очередь, создает определенные коррупционные риски среди местного населения и сотрудников уполномоченного органа.

3. «Доверительным управляющим» не представлена информация «Учредителю» об учете выполненных работ за 2018, 2019, 2020 годы, есть только отчет о проделанной работе за 2017 и 2021 годы. Это, в свою очередь, приводит к возникновению коррупционных рисков со стороны государственных служащих;

4. При передаче в доверительное управление полигона ТБО в г. Уральске «Учредителем» не утверждены четко установленные требования и критерии к принятию годового отчета о проделанной работе и отсутствуют фактические сведения (фото, видео, акты и т.д.), свидетельствующие о проделанной работе.

Примите меры!

Антикор рекомендовал аппарату акима Западно-Казахстанской области обеспечить исполнение Дорожной карты по комплексному решению экологических проблем в регионе п.8) строительство новых полигонов ТБО в городах Уральск и Аксай, срок исполнения – 2022 год, и п.9) приведение полигонов ТБО, расположенных в районных центрах, в соответствии с экологическими требованиями, срок исполнения – 2021-2025 годы). Также аппарату акима Западно-Казахстанской области, областному управлению природных ресурсов и регулирования природопользования рассмотреть вопрос выделения средств из областного бюджета по дальнейшему продвижению проектов по ТБО.

Аппарату акима города Уральска рекомендовано обеспечить полное исполнение Договора передачи полигона ТБО в доверительное управление в г. Уральске и устранение выявленных недостатков в отчетах о проделанной работе за 2018, 2019, 2022 годы, где не установлены четкие требования и критерии к приему годовых отчетов о проделанной работе и т.д.

Аппаратам акимов районов рекомендовано организовать разъяснительные мероприятия среди населения, а также обеспечить специальными ограждениями территории полигонов твердых бытовых отходов и рассмотреть вопросы приобретения специальных прессующих аппаратов для ТБО.

Жанна Балыкова, 

zhaikpress.kz

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале