Фундаментальные права человека – жизнь, здоровье, труд – даны каждому с рождения и защищены Конституцией РК. Но часто люди не осознают, что их базовые права нарушены, пока не окажутся в критической ситуации. О том, как восстановить справедливость и куда обращаться в случае нарушения ваших прав, рассказала представитель уполномоченного по правам человека по Западно-Казахстанской области Жанат Нурмагамбетова.

В настоящее время существует множество инстанций, в которые человек может обратиться с жалобой с целью восстановления своих нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека в Казахстане – одна из ключевых инстанций, куда может обратиться каждый гражданин. В июле в Западно-Казахстанской области состоялось 60 приемов граждан, было рассмотрено 208 обращений. Эти цифры показывают: у людей есть потребность в защите, но знания о правах остаются на низком уровне.
– Граждане часто не понимают разницу между фундаментальными и приобретенными правами. Более того, многие даже не догадываются, что их базовые права нарушены, пока не столкнутся с вопиющей ситуацией, – отмечает Жанат Нурмагамбетова.
На практике это означает, что человек, столкнувшийся с трудностями на работе или с ограничением доступа к медуслугам, не всегда воспринимает это как нарушение Конституции.
В компетенцию омбудсмена входят фундаментальные права на жизнь, здоровье, труд. Вопросы кредитных задолженностей, социального обеспечения или учебного процесса относятся к приобретенным правам и рассматриваются другими инстанциями.
– В компетенции Уполномоченного и его представителей по регионам входит восстановление именно фундаментальных, неотъемлемых прав человека. Поэтому крайне важно понимать, в каких случаях нужно обращаться именно к нам, – поясняет Нурмагамбетова.
Правозащитники отмечают, что чем выше уровень правовой грамотности общества, тем реже происходят нарушения, но именно низкая информированность приводит к тому, что граждане обращаются слишком поздно.
Сегодня доступ к защите прав упростился благодаря цифровым сервисам Egov, E-Otinish и другим. Они обеспечивают прозрачность и оперативность взаимодействия между населением и госорганами.Однако даже наличие удобных платформ не решает проблему полностью – люди по-прежнему не спешат фиксировать нарушения.
– В случае нарушения прав важно обращаться своевременно. Любой вопрос нужно решать «по горячим следам». К нам можно обратиться подав заявление в электронном виде или обозначить проблему во время личного приема. В этом случае заявитель также будет проконсультирован по значимым аспектам своей проблемы, – подчеркнула представитель омбудсмена.
В соответствии с п.1 ст. 10 Конституционного Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан», одним из основных направлений его деятельности является содействие правовому просвещению в области прав человека, участие в разработке образовательных программ и повышении уровня знания населением законодательства РК, важнейших международных актов в этой сфере.
– Правовая грамотность не только является неотъемлемым велением времени, но и помогает избежать многих нарушений прав человека, а также облегчит процесс восстановления этих прав при уже свершившихся фактах, – заключает Нурмагамбетова.
Анализ показывает, что институциональные механизмы защиты прав работают, но остаются недозагруженными из-за низкой информированности граждан. Люди начинают бороться за свои права только в критических ситуациях. Между тем своевременное обращение и базовые знания законодательства способны не только защитить конкретного человека, но и снизить уровень нарушений в обществе.
Евгения Максимова,
"Жайық Пресс"