6.10.2022, 14:29
Просмотры: 81

«Принять вправо и остановиться»

Рискуя собственной жизнью, бросится к горящей машине и вытащить людей за секунды до взрыва, поймать за несколько минут угонщика и вернуть владельцу автомобиль, догнать и задержать убегающих преступников, вызволить из снежного плена застрявшую на трассе машину и спасти пассажиров – все это ежедневные будни инспекторов дорожно-патрульной службы. Немало случаев когда сотрудникам службы приходилось принимать срочные роды в полевых условиях или оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП до приезда скорой.

d2364bae-b942-4ba8-a2fc-e9babbce7129

Батальон патрульной службы работает круглосуточно и на любое преступление или ЧП самыми первыми приезжают именно инспектора патрульной полиции, еще до приезда следственно-оперативной группы. Кроме того, в ведомости батальона патрульной полиции находится обеспечение безопасности дорожного движения. Патрульные несут службу в две смены, утренний развод начинается в 8:00, вечерний в 20:00. В рамках проекта «Журналист в погонах» корреспондент нашего издания на одну смену заступила в наряд в Батальон патрульной полиции УП г.Уральска. В Западно-Казахстанской области работает два батальона патрульной полиции – областной курирующий международные и областные трассы и городской, который помимо дорожного движения занимается обеспечением общественной безопасности и правопорядка.

82439513-c8c2-46ba-b6f8-862a59c9722b

– В городском батальоне несут службу 200 сотрудников, работаем в две смены день и ночь. В дневную смену с 8:00 до 20:00 заступает на службу 11-12 патрульных автомашин и около 50 сотрудников. Если проходит ОПМ, ОРМ или если введен усиленный вариант несения службы, то количество патрулей и задействованного личного состава соответственно увеличивается. Ночная смена выходит с 20:00 до 8:00. Сотрудники работают семь дней потом два дня отдыхают, – рассказывает начальник штаба БПП УП г.Уральска Санжар Рыскалиев лихо выворачивая из узкой дороги дачного массива. На вопрос, где так виртуозно научился водить машину командир патрульных отвечает: «В нашей работе это крайне необходимо, в первое время наши старшие инспектора обучают вновь прибывших и через полгода новобранцы водят машины не хуже профессиональных каскадеров». Без такого мастерства патрульным никуда ведь когда преступник пытается скрыться от преследования он развивает немалую скорость, при этом старается уйти по узким улицам и жилым кварталам, поэтому всеми приемами экстренного вождения инспектора владеют в совершенстве. Стоит отметить, что патрульные автомашины оснащены специальным турбированным двигателем, более маневренны. На мой вопрос как часто приходится преследовать преступников Санжар отвечает, что на его практике всего один раз был такой случай, когда пришлось догонять водителя, совершившего ДТП и пытающегося скрыться с места происшествия.

bdfd0864-c8ea-4cb4-b041-b23b274cf072

– Когда возникает необходимость остановки транспортного средства включаем проблесковые маячки и оповещаем водителя: «Именем закона требую принять вправо и остановиться». Если водитель игнорирует наше требование, и пытается скрыться, то мы докладываем в дежурную часть, объявляется «План перехват». Каждая наша автомашина оснащена GPS навигаторами, дежурный видит местоположение и отправляет все находящиеся поблизости патрульные автомашины, которые блокируют нарушителя. – на моей практике было такое что водитель, совершивший ДТП пытался скрыться, пришлось догонять, – рассказывает С.Рыскалиев.

Если поступает ориентировка на угнанную машину, то также объявляется «План перехват» у каждого экипажа патрульной машины свой пост и полицейские останавливают все автомашины той марки, авто которой числится в угоне, проверяют госномера и документы. Благодаря системе видеонаблюдения угонщика обычно ловят по “горячим следам”. Но угоны по словам Санжара происходят не часто. Наиболее распространены пьяные драки возле увеселительных заведений и грабежи.

Санжар неожиданно включает проблесковые маячки и через СГУ требует убрать автомашину с обочины дороги, незадачливый водитель «Приоры» тут же отъезжает. Командир Батальона объясняет мне, что на данном участке движения припаркованные у обочины автомобили создают препятствие для других участников дорожного движения. Инспектора БПП знают весь город, все проблемные дороги, сложные перекрестки, все те участки, где наиболее выражены риски ДТП. Состояние дорог, как и недостаточное освещение способствуют созданию аварийно-опасных ситуаций. Поэтому такие участки находятся на повышенном контроле полиции. Самыми частыми причинами аварий являются нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу, несоблюдение скоростного режима и управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По словам Санжара за каждую смену ловят 6-7 таких нарушителей, среди них попадаются один двое, которые ранее уже были лишены водительских прав за езду под градусом. У патрульных со временем вырабатывается так называемое профессиональное чутье, которое как правило не подводит.

– У человека в состоянии алкогольного или наркотического опьянения затормаживаются реакции, он может нарушить ПДД, неровно вести машину. К примеру, если во время патрулирования мы видим, что идущий впереди автомобиль вильнул, поздно перестроился медленно реагирует на сигналы светофора, не включает поворотники мы едем за ним некоторое время наблюдаем, затем останавливаем и, если наши подозрения оправдываются везем на освидетельствование в наркологию. После подтверждения факта опьянения машина забирается на спецавтостоянку, в отношении нарушителя составляется протокол по 608 статье КоАП, по которой предусмотрено лишение водительских прав на 7 лет и арест на 15 суток, в случае отказа от прохождения освидетельствования лишение прав будет на 8 лет, если ранее уже был лишен прав, то возбуждается уголовное дело по статье 346 УК РК, которая предусматривает лишение свободы, – рассказывает С.Рыскалиев. К сожалению, просто так останавливать каждую автомашину патрульные не могут, только если объявлены ОПМ такие как «Трезвый водитель», «Безопасная дорога» и другие мероприятия на системной основе, проводимые по линии дорожной безопасности.

– Сейчас у нас как раз проводится ОПМ «Пьяный водитель- преступник» поэтому в несении службы задействованы обе смены, увеличено количество патрулей и выставлены посты на наиболее оживленных участках дорог, – говорит Санжар. Мы подъезжаем к одному из постов, где стоят трое полицейских. Один находится на середине проезжей части, останавливает машины и жестами показывает, что им надо встать у обочины, двое других проверяют документы. Хотя жезлы и отменили несколько лет назад, но до сих пор, размахивающий руками на дороге полицейский вызывает недоумение. Было бы более профессионально если бы полицейский останавливал автомашины привычным черно белым жезлом, так и водитель успевает заметить патрульного раньше и самим полицейским более комфортно. За несколько минут нашего наблюдения за работой инспекторов, они успели осмотреть около 10 машин, но ни одного пьяного водителя выявлено не было. Далее мы направляемся на проверку работы стационарных постов и пеших патрулей. Пешее патрулирование производится по 11-ти основным маршрутам там где, наибольшее скопление народа: рынки, Сити центр, площади, городской парк и другие. Также расстановка проводится согласно криминогенной карте, то есть в тех районах, где чаще всего совершаются преступления мы усиливаем наряды. Также если проводятся ОРМ, то количество пеших патрулей усиливается. На патруль выходят по два человека на каждый маршрут. В стационарных модульных постах установлены камеры видеонаблюдения, на которых просматривается весь район. И в случае возникновения какой -либо чрезвычайной ситуации туда сразу же направляется наряд.

Есть еще специальная группа Приемника распределителя, которая проводит работу по асоциальным элементам, они собирают с улиц лиц, без определенного места жительства и помещают их в центр адаптации.

На мой вопрос как часто бывают случаи, когда нарушители предлагают «договориться», командир батальона отвечает, что в таких случаях сотрудники звонят на пульт 102 вызывают следственно-оперативную группу и оформляется протокол дачи взятки должностному лицу. За данное правонарушение предусмотрена уголовная ответственность. Так за 9 месяцев 2022 года в отношении взяткодателей, предложивших патрульным «решить вопрос» было возбуждено 5 уголовных дел.

Стоит отметить, что реформа МВД дает свои ощутимые результаты и если раньше для поступления в патрульную службу достаточно было всего лишь военного билета и начальной подготовки, то сейчас на службу берут только при наличии высшего образования. Инспектора БПП являются процессуально-уполномоченными лицами, поэтому обязаны в совершенстве знать законодательство РК.

Евгения Максимова, 

zhaikpress.kz

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале