Общеизвестно и всеми признано, что сайгаки – это национальное достояние и бренд Казахстана. На сегодняшний день более 95% мировой популяции этих реликтовых животных обитает в казахстанских степях.
Однако это «не манна небесная» ниспосланная нам всевышним, а во -первых результат длительного и кропотливого труда руководства страны, профильных министерств и их структурных подразделений на республиканском и региональном уровнях, отечественных ученых-практиков.
Во-вторых, эволюционно сложившиеся биологические свойства этих животных – ранняя скороспелость, высокая плодовитость, высокие адаптивные свойства, к меняющимся природно-климатическим условиям, этологические особенности.
Были периоды, когда сайгаки попали в критическую «красную зону» - исчезающего вида. Все мы помним массовую гибель сайгаков уральской популяции в Западном Казахстане 2010-2011 гг., бетпакдалинской популяции в Костанайской области 2015 года. Мы в свое время принимали активное участие в установлении причин массовой гибели сайгаков уральской популяции. Тогда Уральская популяция сократилась до 17 тыс. особей и благодаря своевременно разработанной комплексной программе, поголовье животных сегодня достигло показателя, более 2-х миллионов особей.
И что интересно, в те трудные времена, что-то не отмечалась активность зоозащитников и «диванных блогеров», не было с их стороны, каких-либо конкретных предложений. Все тихо заняли позицию наблюдателей – «моя хата с краю…».
Источник фото: 24kz
Все изменилось в последующие годы, когда отмечался и продолжается стремительный рост популяции сайгаков, что является подтверждением эффективности и результативности государственной политики в сохранении и приумножении этих древних обитателей казахстанских степей.
Жизнь продолжается, естественно в силу объективных обстоятельств у каждого государства меняются приоритеты хозяйственно-экономической деятельности. Казахстан, являясь аграрно-индустриальной страной, имея обширную территорию, отдает приоритет развитию АПК и их под отраслей животноводству и растениеводству. Большая часть сельского населения в лице фермеров и ЛПХ, делает упор на развитие животноводства и сфер обеспечения животных кормами и возможностью использования преимущества нагула животных на пастбищах и заготовке достаточного корма на длительный зимне-стойловый период. До недавнего времени, связанного с возрастанием популяции сайгаков – это было оправдано и не порождало какие-либо проблемы. Кроме того животноводство на селе, основной источник по сути жизни, дохода и можно сказать существования для сельского населения, и значимая доля в формировании внутреннего валового продукта.
С увеличением популяции сайгаков, возник конфликт владельцев животных и представителей дикой фауны за источники кормов и водопоя. Здесь также необходимо учесть и то, что ресурс предела матушки природы и матушки земли имеет какие-то ограничения. Локация на ограниченной территории чрезмерного количества домашних и диких животных несет массу негативных последствий в виде бескормицы и джутов, которые могут возникнуть в предстоящую зимовку - «коян жылы».
Если провести экскурс в историю, в прошлом на всей территории Казахстана максимально обитало около 1 млн. 200 тыс. голов сайгаков и нынешнее поголовье антилоп более 2,0 миллионов голов только в ЗКО – явный перебор. Природная экосистема просто не способна выдержать такой чрезмерный пресс. В мае т.г. мы выезжали с сотрудниками ГПР «Бокейорда», для выяснения причин гибели 243 сайгаков, из которых только 7 голов были взрослые самки, а остальные молодняк т.г. рождения. При вскрытии трупов сайгачат никаких патологических изменений в органах не обнаружили, зато выяснили, что молодняк погиб от элементарного голодания. В кишечнике не было ничего кроме слизи, в желудках небольшие кусочки зеленой массы. У взрослых животных также отмечены признаки голодания и отсутствия молока в вымени.
Посыл зоозащитникам и «диванным блогерам» включите мозги, конечно сидя в больших городах, не ведая реалий, легко позиционировать себя радетелями за сохранение сайгаков. Заверю вас мы не меньше, если не больше чем вы думаем и заботимся о сохранении приемлимой численности популяции сайгаков. К слову уральская популяция в самые благоприятные годы не превышала 400 тыс. голов и в 90-е годы проводилась промысловая добыча сайгаков.
Подчеркну, что летом прошлого года зооактивист Сакен Дилдахмет заявил: «Я же считаю, чтобы использовать сайгаков в производственных целях, как минимум, нужно довести популяцию до 2-3 миллионов голов. это даст нам возможность стабильно ежегодно регулировать численность в определённых количествах».
Сегодня мы достигли указанного уровня, что дальше?
Следует также отметить, что чрезмерный рост популяции сайгаков, может повлечь за собой проявление ветеринарных рисков, в виде эпизоотий. А это вполне возможно, если учесть неблагополучие регионов по особо опасным инфекционным и паразитарным патологиям, как бруцеллез, ящур, сибирская язва, ценуроз, эхинококкоз, кровепаразитарные заболевания. К слову такие патологии среди сайгаков имеют место быть, которые кроме общности для домашних животных и сайгаков опасны для людей.
В связи с этим, если не предпринять решительные меры по регулированию сайгаков, может наступить экологический и эпизоотологический кризис, порождающий социальную напряженность в обществе. Мы попросту можем лишиться определенных выгод для социума, науки и производства.
В последние 2 года на полях самого высокого уровня в ЗКО, Алматы обсуждались проблемы сайгаков, сменились несколько министров экологии, сельского хозяйства, профильных комитетов, но мы все проявляя нерешительность идем на поводу зоозащитников.
Предложение таким зоозащитникам - соотечественникам, обеспечьте компенсацию фермерам и населению районов обитания и миграции сайгаков зко, обеспечьте водопоем и запасом кормов сайгаков на предстоящую зимовку.
И запомните нет ничего ценнее благополучия, здоровья и жизни простого человека.
Гайса Абсатиров,
Доктор ветеринарных наук, профессор
Председатель ОО «Ветеринарные врачи ЗКО»,
директор НИЦ ветеринарии и биотехнологии
Западно-Казахстанского инновационно-технологического
университета