Государственных служащий и его профессиональная этика – гарант доверия общества к государственной службе. Государство уделяет огромное внимание нормам поведения государственных служащих, независимо от занимаемой должности, времени и место нахождения. Так как несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства к служащему и его морально-этическому облику предъявляются высокие требования.
Фото: zakon.kz
В целях соблюдения законности и закрепления норм профессиональной этики на государственной службе 1 января 2016 года вступил в действие «Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан», который был утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан». Согласно ему государственная служба обязывает проявлять преданность интересам общества и способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране, уважительно относиться к государственному и другим языкам, традициям и обычаям народа Казахстана. Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены государственной политике и последовательно проводить ее в жизнь, стремиться сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам. Государственные служащие обязаны выполнять свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью.
В этическом кодексе содержатся этические принципы и стандарты служебной этики государственного служащего, а также ответственность за нарушения. Следует отметить, что нарушение стандартов служебной этики государственными служащими влечет дисциплинарную ответственность. То есть, каждый государственный служащий должен помнить, что во время рабочего и вне рабочего времени несет ответственность за свои поступки и поведение, а соблюдение этических принципов в любых обстоятельствах является основой высокого доверия общества к государственной службе, уважения к государственному аппарату.
В обществе бытуют различные мнения о государственной службе как хорошие, так и негативные, связанные с выявленными фактами коррупции, в связи с этим государство уделяет особое внимание регулированию и совершенствованию вопросов, связанных с имиджем государственного служащего и его профессиональной этики. Все государственные служащие должны стремиться к усовершенствованию своего поведения при выполнении рабочих функций, при обслуживании населения и должны улучшать профессиональную этику при общении с народом, работать профессионально, быть компетентными, вежливыми, уметь правильно и доходчиво излагать мысли, с гражданами проявлять корректность, не допускать фактов грубости, унижения достоинства, бестактности и некорректного поведения.
Внешний вид государственного служащего также соответственно должен быть прилежным. С первого взгляда на него должно складываться мнение о его компетентности, высоком профессионализме. Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
На сегодняшний день в эпоху развития технологий и популяризации различных социальных сетей государственному служащего наравне с внешним видом необходимо следить и за поведением в социальных сетях, так как это в данный момент также является составляющей его цельного имиджа. Государственный служащий как гарант доверия народа к государству должен соблюдать этический кодекс РК, общепринятые морально-этические нормы, лишь подняв институт профессиональной этики государственных служащий на должный высокий уровень, наше общество будет делать еще большие шаги к формированию правового, демократического государства.
Альбина Рыскалиева,
Главный специалист администратора суда №2 г.Уральска