С 1 февраля пункт пропуска «Сырым» планировали закрыть на реконструкцию. По планам комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля, работы будут длиться 16 месяцев. На заседании Отраслевого совета энергетики и транспорта в Палате предпринимателей ЗКО сообщили, что пункт пропуска закрывать будут, но пока не известно когда.
В настоящее время на пункте пропуска «Сырым» имеется 6 полос для перехода участка государственной границы автотранспортом, но с учетом того, что Западно-Казахстанская область является транзитным регионом для транспортировки грузов из стран Центральной Азии, грузопоток возможно отрегулировать через увеличение путей перехода транспортных средств. В этой связи Кабинет Министров поручил Национальному оператору по управлению автомобильными дорогами международного и республиканского значения «QAZAVTOJOL» провести реконструкцию на пункте пропуска «Сырым», определив срок для строительных работ – 16 месяцев.
Помимо того, что количество полос увеличится с 6 до 12, проектом предусмотрено также строительство административного здания, в котором будут совершаться необходимые таможенные процедуры. Как сообщил директор ЗКОФ АО «НК «QAZAVTOJOL» Асылбек Мардан, стоимость проекта – 21 млрд тенге.
Строительные работы должны быть начаты 1 февраля 2025 года (одновременно с реконструкцией российского пункта пропуска «Маштаково»), однако в связи с тем, что в настоящее время идут судебные разбирательства по иску строительной организации, проигравшей конкурс на проведение государственных закупок, необходимо дождаться судебного решения.
Перспектива расширения количества автодорожных полос на пункте пропуска «Сырым» вызвала двоякую реакцию со стороны предприятий Западно-Казахстанской области, осуществляющих международные грузоперевозки. Плюс в том, что с увеличением продольных участков проезжей части автомобильной дороги на государственной границе сократится время прохождения таможенных процедур, однако сроки реконструкции пропускного пункта, определенные Правительством РК, чреваты большими неудобствами и возможными финансовыми потерями для бизнеса.
– Решение об увеличении полос на пункте пропуска «Сырым» правильное, однако нельзя полностью закрывать этот участок, поскольку весь грузопоток будет направлен на пункт пропуска «Озинки», и тогда возникнет полный коллапс. В таком случае международные грузоперевозчики смогут совершать лишь по одному рейсу в Европу, а это чревато для бизнеса срывом действующих контрактов, соответственно, последуют выплаты неустойки. К тому же у нас есть обязательства по возврату кредитных займов, выплате заработной платы работникам предприятий, налоговые отчисления и т. д.
Просьба к Правительству, к «QAZAVTOJOL» – пока будут вестись работы по строительству новых полос, разрешить передвижение автотранспорта по шести имеющимся; старые же участки автомобильной дороги на посту «Сырым» подвергнуть реконструкции только после того, как будут открыты новые переходы, – выступил предприниматель Рустам Сайфулин.
Участники заседания обратили внимание на немаловажный факт: поскольку 90% стоимости товаров входит в стоимость перевозок, полуторагодовалый простой в деятельности международных грузоперевозчиков повлечет значительный рост цен на продукты питания, ввозимые из России и европейских стран. Перспектива роста цен, несомненно, вызовет недовольство у населения.
Директор Палаты предпринимателей ЗКО Максат Куланбаев, председатель Отраслевого совета по энергетике и транспорту Турарбек Тлемисов, обратившись к бизнес-сообществу сказали, что, если у международных грузоперевозчиков есть вопросы, они могут предоставить их в региональную палату «Атамекен».
На сегодня из Уральска курсируют два автобусных маршрута – до Самары и до Тольятти. Заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО Нариман Темиргалиев сообщил, что рассматривается вариант проезда через Бузулук, что значительно увеличит путь.
– Согласование междугородних маршрутов входит в компетенцию Комитета пассажирского транспорта. Сейчас ведутся работы по согласованию другого маршрута, либо если будет возможность объезда пограничного пункта пропуска, то соответственно будет проложен маршрут там. Стоит отметить, что согласование маршрутов входит в компетенцию не только Министерства транспорта РК, но и РФ. Поэтому согласование всех этих работ займет порядка 50-60 дней. Рассматривается вариант через Бузулук, в этом случае расстояние увеличится на 117 км, – отметил Нариман Темиргалиев.
Пока сроки откладываются, предприниматели надеются решить вопрос с проездом границы, хотя бы частично, чтобы открывать и закрывать въезд и выезд поочередно.
Стоит отметить, что в 2024 году из РФ в РК въехало 606,5 тыс. единиц транспорта, из них доля грузовых машин составляет порядка 40,4%. Из РК в РФ въехало 411,5 тыс., доля грузового транспорта значительно выше – 63,5%. При этом более 90% трафика осуществляется через пост «Сырым».
Алена Маликова,
zhaikpress.kz