10.10.2024, 9:45
Просмотры: 89

Рост обращений и усиление контроля: на что жалуются потребители?

За 9 месяцев 2024 года Комитет по защите прав потребителей (КЗПП) и его территориальные департаменты зарегистрировали 42 907 обращений от граждан, что на 130,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Права потребителей восстановлены на сумму 1,36 млрд тенге, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Эти цифры подчеркивают, что казахстанцы все чаще стали отстаивать свои права.

istockphoto-1729402032-2048x2048

Фото: istockphoto.com

Больше всего жалоб поступило в сектор розничной торговли – 17 837 обращений, что составляет 43,7% от общего числа. Чаще всего покупатели сталкивались с отказом в возврате или обмене товаров, как качественных, так и с дефектами.

Электронная торговля заняла второе место по числу жалоб – 9 473 обращений (23,2%). Основные проблемы — несоответствие описания товара реальности, отсутствие информации о продавце и сложности с возвратом средств.

Бытовые услуги, в том числе ремонты и сборка мебели, также часто становились причиной обращений — 3 384 жалобы. Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), с 2 376 обращениями, остается одной из самых проблемных для казахстанцев: рост тарифов, отключение электроэнергии и недобросовестная работа домофонных и газораспределительных компаний являются основными причинами недовольства граждан.

Также увеличилось количество жалоб и по вопросам общественного питания, в туристической сфере, на образовательные и медицинские услуги и тд.

За 9 месяцев 2024 года территориальными департаментами Комитета было проведено 876 проверок, что на 150,5% больше, чем за 9 месяцев прошлого года. По итогам проверок были наложены штрафы на 63 субъекта бизнеса на общую сумму 4,5 млн тенге (в 2023 году сумма штрафов за 9 месяцев составила 4,2 млн тенге). Предупреждения получили 813 предпринимателя (в 2023 году – 182 предупреждений). Рост числа предупреждений — почти в 5 раз — свидетельствует об усилении профилактической работы с бизнесом.

Также КЗПП и его территориальными департаментами осуществляется претензионно-исковая деятельность, всего с начала 2024 года было инициировано более 30 исков.

Напомним, что на сегодняшний день Комитетом по защите прав потребителей разработан проект Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции. Первый этап его рассмотрения уже завершен – документ прошел первое чтение в Мажилисе Парламента РК. В рамках подготовки ко второму чтению, продолжаются обсуждения и внесение правок в документ. Ожидается, что Закон в новой редакции позволит усовершенствовать механизм защиты прав граждан, обеспечив более эффективную работу с жалобами и претензиями, а также усилит ответственность продавцов и поставщиков услуг за нарушение прав потребителей.

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале