14.02.2022, 9:00
Просмотры: 251

С чего начинается библиотека?

Сергей Быков – молодой специалист в сфере библиотечного дела, методист Западно-Казахстанской областной библиотеки для детей и юношества им. Х. Есенжанова – человек, который помогает библиотеке шагать в ногу со временем.

111

Где и на кого Вы учились? Чем был обусловлен выбор профессии?

– Я учился в ЗКГУ им. М. Утемисова по специальности «Библиотечное дело». Я не хотел быть библиотекарем, не было такой мечты. Это воля случая, но на сегодняшний день ясно понимаю, что занял свою определенную нишу в этой профессии и чувствую себя вполне комфортно.

– Сколько лет Вы уже работаете в библиотеке?

– В 2011-м меня направили сюда на прохождение преддипломной практики. В январе мы ее проходили, а проработал до июля в отделе «Литература по искусству». Потом уехал в Санкт-Петербург, а когда вернулся, в 2014 году, мне предложили здесь снова поработать, но уже в отделе по связям с общественностью и массовой работы. Там я проработал до 2021 года, а после перешел в методический отдел. Продолжаю заниматься делами по связям с общественностью и массовыми мероприятиями – в силу того, что остались хорошие партнерские отношения с различными организациями.

– Многие рассуждают, что в век развития информационных технологий библиотечное дело скоро канет в Лету. Согласны ли Вы с этим?

– Я думаю – нет. Конечно, возможно, они будут меняться. Например, сейчас появилось много интернет-площадок, где функционируют библиотеки, но в традиционном формате, мне кажется, они все равно будут, потому что всегда будут те, кто предпочтет традиционную книгу планшету. К тому же, огромное количество книг, которые теперь уже «библиографическая редкость» – только в библиотеках, поскольку они не оцифрованы и не выставлены в интернете. Во всяком случае, сейчас мы можем наблюдать, что в Европе и Америке идет большой подъем библиотечного дела.

– Библиотека адаптируется под современные реалии или в ней остался прежний привычный, возможно, местами, советский уклад?

– Да, конечно, библиотека развивается. Но нужно уточнить, какая библиотека: массовая, публичная или научно-универсальная, и в соответствии с их профилем у них совершенно разный читатель и совершенно разные правила. То есть, например, научно-универсальная библиотека ориентирована на студентов, преподавателей, на каких-то академических работников и там, конечно, не будет рок-концертов или творческих поэтических вечеров – там строгий академизм, наука. А вот, если брать – детско-юношескую, то здесь находится место всему – и тем же рок-концертам, проведению народных праздников и в то же время, мы можем проводить здесь читательские конференции с учеными, преподавателями. Поэтому библиотека – это живой организм, не статичное явление: мы стараемся подстраиваться под новый век. Например, coworking centre – это сейчас новомодное явление, где собирается творческая молодежь, читают стихи, устраивают кинопросмотры.

– У старшего поколения есть такой стереотип, что у современной молодежи нет интереса к литературе. Так ли это?

– Мне кажется, что старшему поколению стоит задуматься над вопросом, почему молодежь не читает, и ответ будет очевиден – это вина самого старшего поколения, потому что, если они не приучили своих детей и внуков к чтению, если они сами им книжки не читают, то чему тут тогда удивляться? Есть, конечно, люди, которые совсем не читают книги, но это не явление нынешнего времени – такие были всегда.

– А какая литература больше всего привлекает современного читателя?

– Если это подростки, например, то это фантастика, серии любовных романов. Очень многие пытаются читать произведения не по возрасту. Бывает, когда восьмиклассницы приходят и просят дать, например, Мопассана почитать. Мои коллеги противники такого подхода и поэтому сразу стараются какую-то альтернативу предложить, с одной стороны, это правильно, но мне кажется, что если человеку хочется, то пусть попробует, возможно, он не поймет и не будет это читать дальше, но зато попробует. Еще берут, то что по школьной программе изучают, классику, например.

– По Вашему мнению, стоит ли приучать детей и подростков к классике или это должен быть естественный процесс?

– Думаю, что не стоит приучать к классике – дети ею сами интересуются. А если есть потребность читать что-то другое, то пусть читают. В то же время очень важно, чтобы родители интересовались тем, что их ребенок читает, совместно что-то читали бы, рекомендовали литературу и обсуждали бы прочитанные книги. А классика вечна, она никуда не уйдет: ее можно прочитать и в 15 лет, и в 30, и в 50, просто будет разное восприятие. Есть классические произведения, которые непонятны нынешней молодежи и им никто не объясняет. У меня был случай: ко мне пришли семиклассники и просили объяснить про что произведение «Муму». Они не могут понять мотивы барыни, мотивы Герасима, потому что им никто не объяснил, что такое крепостное право и почему так было, что один человек был настолько зависим от другого. Хотя это задача учителя.

– Насколько часто дети и подростки ходят в библиотеку?

– По-разному. До карантина, в среднем было 100-200 человек в день. Карантин сильно повлиял на посещаемость: во-первых, мы сами сейчас ограничиваем количество людей, которых приглашаем на мероприятия, а, во-вторых, очень многие дети и их родители продолжают с нами работать онлайн. На данный момент у нас очень хорошо развернулась работа в социальных сетях и охват у нас даже увеличился: стали участвовать районные и сельские библиотеки. Сейчас в библиотеку ходят, в основном, старшеклассники и студенты.

– А есть ли какие-то мероприятия и проекты, направленные на привлечение новых читателей?

– Практически все такие. Например, если мы проводим какие-то областные конкурсы чтецов, то отправляем положение в отдел образования, они отправляют по всем школам. У нас уже более 20 лет работает «Университет «Книга» – это цикл обучающих семинаров школьных библиотекарей, через них мы передаем информацию о мероприятиях. У нас есть три абонемента обслуживающие детей разного возраста, они, помимо выдачи книг, проводят различные мероприятия, занимаются проектами. Но проекты действуют обычно год-два, а потом закрываются и создаются новые, потому что это намного эффективнее, так как не утрачивается эффект новизны. Есть переходящие проекты, например, «Батырлар жыры», который проводится отдельно для мальчиков и девочек. Все эти мероприятия помогают детям и подросткам проявить себя, побороть свои какие-то внутренние страхи, например, выступать перед публикой.

– Удивляют ли школьники индивидуальным мнением о литературе, виден в их словах отпечаток учителя?

– Да, у них есть свои взгляды и таких детей становится все больше. Первое время, когда я проводил конкурсы, было видно, что в ребенка вложил учитель, с тем он и пришел. Сейчас дети сами выбирают материал. Делают какие-то настоящие номера: возможно, они где-то это подсмотрели или сами придумали, но это всегда свежо и интересно.

– Расскажите, пожалуйста, какой у Вас был самый масштабный проект?

– Самое последнее – это «Литературное Приуралье: мозаика имен и лиц» – цикл видеожурналов, посвященных нашим писателям-краеведам и тем писателям, которые посещали Приуралье в XVIII-XX веках. В период пандемии с моим товарищем и видеооператором этого проекта, Денисом Спиридоновым, стали снимать видеолекции, и они достаточно быстро обрели популярность не только в Приуралье, но и в других городах Казахстана и России.

– Оказывает ли государство какую-либо поддержку в реализации мероприятий, конкурсов и проектов?

– Если говорить о «Литературном Приуралье», то первые пять выпусков спонсировало Генеральное Консульство России в городе Уральске, потом по остальным выпускам – либо находились меценаты, либо делали за свой счет. Например, с «Пушкинским фестивалем» нам помогает Ассамблея народа Казахстана, а также Генеральное Консульство РФ. Правда, чаще всего все делается за свой счет. Конечно, государство выделяет деньги библиотеке, но они идут на формирование фонда, ремонт и обновление техники.

– Есть всем известная фраза, что театр начинается с вешалки, а с чего начинается библиотека?

– С внутренней человеческой культуры, которой сейчас, к сожалению, у многих нет. Наблюдаю, как некоторые приходят и мимо вахтеров проходят, как мимо пустого места, – не здороваются, не говорят «До свидания!» не только дети, даже взрослые бывают такие. Это же элементарное неуважение к людям!

– В XXI веке оказывает ли библиотека влияние на воспитание подрастающего поколения?

– В первую очередь, это все-таки задача родителей и учителей. Но при этом волей-неволей, мы занимаемся воспитанием в любом случае: надеемся, что после мероприятий, которые нами проводятся, в детях что-то остается. К примеру, для наших школьников события войны – это такая старина, к сожалению. Они воспринимают это как что-то далекое и непонятное. И, когда им рассказываешь о каких-то вещах, можно услышать даже смех, но я замечаю, что, когда им начинаешь показывать военную хронику (а ведь там очень много страшного), то замолкают все. Поэтому мы стараемся воспитать в них элементарное уважение к истории.

– Какое напутствие юным читателям Вы можете дать?

– Ищите свою книгу, ищите своего автора. Пусть это, возможно, займет у вас всю жизнь, но, мне кажется, это будет самый увлекательный поиск, который только может быть. И даже, если вы чего-то не понимаете, когда читаете, это не страшно, потому что все приходит с возрастом – любая книга, любой автор должны со временем перечитываться и как-то переосмысливаться.

– Благодарю Вас за беседу!

Жанна Автаева

Zhaikpress.kz

 

 

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале