30.06.2022, 9:48
Просмотры: 717

Сакральные места Великой степи

В государственный список памятников истории и культуры внесены более двух тысяч объектов по области, 7 из них в рамках программы «Рухани жаңғыру» вошли в общенациональный список сакральных мест Казахстана. В их числе: городище Жайык, Бокейординский историко-музейный комплекс, курганный комплекс Таксай, мавзолей Жумагазы Хазрета, место захоронения общественного деятеля начала ХХ века Гумара Караша, музей Алаш, мавзолей Даулеткерея Шыгайулы.

Под сакральным объектом в проекте подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа.

мавзроей жумагазы

Мавзолей  Жумагазы

Находится в Сырымском районе, в 18 км от села Тоганас. На 75-м километре трассы Уральск – Актобе каждая машина, каждый путник непременно сделает остановку. Здесь недалеко от дороги находится кладбище, где  похоронен Дадем ата, почитающийся среди мусульман как святой. Путники устремляют свои молитвы к святому месту, с надеждой, что их молитвы будут непременно услышаны. Также по сложившейся традиции все, кто проезжает по этой дороге, стараются побывать на могиле Дадем ата и набрать воду из источника, считающегося лечебным. В народе святого, некогда жившего здесь, называют Дадем ата. На самом деле же его звали Аулие Жумагазы Хазирет. Известно, что он родился в конце XVIII века. По словам прямого потомка Дадем ата Жумагазы Жанбузова, Аулие Жумагазы Хазирет принадлежал к роду Тама и после обучения в мечети Азирета Султана Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Аулие Жумагазы были утеряны с годами. Поэтому его потомок в пятом колене Гарифолла Жанбузов посвятил свою жизнь поискам документов о своем родственнике. Г. Жанбузов изучал архивы городов Астрахани, Оренбурга, Алматы, но пока все это безрезультатно.  Так как все данные тех времен велись на тоте жазу, необходимы специалисты для перевода. Есть объяснение тому, почему Дадем ата в народе называют святым. На сегодняшний день существует много легенд о его удивительных способностях. Одна из них рассказывает о том, что, когда Дадем ата вернулся из Туркестана, он направился к мудрецам, чтобы просить участок земли для себя и своих родных. Мудрецы отказали ему в его просьбе. Когда Дадем ата уходил, все заметили, как поднялся сильный ветер  и за спиной святого появился огонь. Один из мудрецов сказал: «Это не простой человек. Мы должны ему помочь!» и, остановив Дадем ата,  дал ему участок земли. И это не единственная легенда, повествующая о необычайных способностях Дадем ата. Многие говорят: что можно просить у умершего человека? Зачем ездить к Дадем ата? Это неправильно. Не зря Жумагазы Хазирет назвали Аулие. Слово «Аулие» означает в переводе «уали» – священный. В хадисах упоминается, что «Уәли Аллаһ» – это «приближенный к Аллаху», «друг». Благословение Аллаха падает туда, где лежит священный, святой.  Поэтому все, кто приезжает сюда в поисках себя, здоровья, душевного равновесия, зачастую находят это. Каждый, кто посещает Дадем ата, должен просить  исполнения молитв не у святого, а у Всевышнего. Здесь всегда большой поток людей. Посетить кладбище святого в день приезжают более 100 человек. А в субботние и воскресные дни число паломников достигает от 300 до 400 человек. Из-за большого потока людей святилище Дадем ата в 2009 году было зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем ата». Для всех, кто хочет посетить Дадем ата, здесь созданы все условия. Около кладбища есть небольшой домик для паломников, отдельная просторная  намазхана. Для паломников, пожелавших заночевать, имеются вместительные спальни отдельно для мужчин и женщин. Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны.  В основном, приезжающие сюда люди ищут исцеления от своих болезней. Здесь бывают и те, кто уже потерял всякую надежду на излечение недуга. По словам родственника святого  процентов 50 – 60 возвращаются сюда снова, потому что святые места помогли им. Каждый, кто приезжает, обязательно оставляет запись в Книге откликов. На территории есть колодец, который вырыл сам Дадем ата. Когда-то  люди решили рядом вырыть еще один колодец, чтобы не использовать святую воду безмерно. Что интересно: во втором колодце, находящемся лишь в пятидесяти сантиметрах от предыдущего, вода была соленой. Если в новом колодце при 30-градусном морозе вода замерзала, то в колодце со святой водой она становилась лишь прохладной.

WhatsApp Image 2022-06-30 at 07.26.58 (1)

Жымпиты – столица Западной Алаш Орды

Еще в конце 19 века Жымпиты был достаточно крупным торговым поселком, в котором проживали около 2500 жителей и находилась застава Уральского казачьего войска. В народе Жымпиты раньше часто называли Москвой, потому что в центре располагалась красивая красная церковь 19 века в русско-византийском стиле, которую было хорошо видно с дороги. Историческое здание церкви выдержало борьбу с религией советских времен, но было бессильно перед 2000-ми годами, когда его снесли, а красные кирпичи можно видеть в оформлении домов, которые находились напротив церкви. Главная мечеть района осталась в центре. Здание также 19 века, но минареты, внешне больше напоминающие входные группы некоторых христианских орденов, – это современная пристройка. Сейчас оригинальное здание мечети – самое высокое в центре. В 1918-1919 годах штаб западного крыла партии Алаш располагался именно в селе Жымпиты. Движение получило свое название от имени мифического хана казахов: Алаша-хана. В имени «Алаш» получили свое воплощение как идея объединения всех казахских земель под руководством единого правителя, так и мечта о казахской независимой государственности – основном инструменте в системе защиты национальных интересов. Мысль о создании политической организации была развита в выступлениях и деятельности Алихана Бокейханова, Халела Досмухамедова, Ахмета Байтурсынова. Идеи освобождения и равенства народов привлекли в ряды движения видных деятелей культуры Степи – старейшину казахской поэзии Шакарима, молодого талантливого поэта Магжана Жумабаева и многих других. В ноябре 1919 года Жымпитинская ставка была взята и город попал в тяжелое положение. Сегодня память о лидере западного отделения Алаш Орды  Жаханше Досмухамедове возвращена народу. Его именем названа школа в Сырымском районе, педагогический колледж в Уральске, районный музей в  Жымпиты, в здании которого в 1918–1919 годы находилось правительство Уильского вилайета. В Уральске установлен памятник Жаханше. Кроме музея Алаш Орды, в Жымпиты имеется парк Алаша, где установлен памятник алашординцам. В селе проводятся научно-практические конференции, круглые столы и другие мероприятия, посвященные движению Алаш и его деятелям, организуются научные экспедиции по поиску документов, касающихся деятельности Западного отделения Алаш Орды.

Исторический музейный комплекс  «Бокей Орда»

Расположен в 550 км от Уральска. Жангир Бокейулы – один из первых создателей музейных коллекций предметов быта и истории культуры казахского народа. При нем в Бокеевской Орде была организована торговая ярмарка (1832 г., ханская ярмарка), открывается первый банк, медицинские отделения, аптека (1838), архив, создана карта ханства. Под его руководством в Бокеевской Орде был открыт музей, где хранилось ценное воинское оружие. Сам Жангир хан был образованным человеком. Он хорошо знал арабский, русский, персидский, татарский, немецкий языки. В 1841 году Жангир хан на свои средства открыл высшую школу, в которой получили образование М. Бабажанов, М. Бекмухамедов, К. Шыгаев и другие. Жангир хан являлся  почетным членом научного общества при Казанском университете. В 1843 году получил звание генерал-майора царской армии. Он занимался разведением высокопородных лошадей, изучением народного литературного творчества и сбором родословных книг казахов, сам написал ряд эпических произведений. В 1844 году в Казани была опубликована работа  Жангир хана Бокейулы «Мухтасар алфикгайат». При Жангире в Бокеевской Орде была введена новая система управления ханством, которое было разделено на 12 административных единиц, управляемых биями. Был восстановлен совет биев  и ханских представителей, институт тарханов. Жангир хан внес ряд изменений в экономические отношения между субъектами двух государств. Он был сторонником оседлой жизни, и, чтобы дать этому ход, ввел частную собственность на землю, провел ряд мероприятий по усилению сбора налогов. Чтобы поднять уровень товарооборота и привлечь большее количество купцов, торговая политика была направлена на организацию ярмарок. В 1845 году Жангир хан внезапно умер при невыясненных обстоятельствах. Он был третьим и последним ханом Бокеевской орды. После него ханская власть уже не передавалась по наследству. Новая структура власти – Временный Совет была средством управления России Бокеевской ордой. Мавзолей Жангир хана открыт в 1997 году.

городище жайык

Городище Жайык

В 2001 году в 12 км от Уральска местными археологами были обнаружены остатки крупных построек: зданий и мавзолеев. На основании проведенных археологических исследований было доказано, что это город эпохи Золотой Орды, существовавший в ХIII – ХV вв. Это был важный административно-политический, военный и торгово-ремесленный центр. Вместе с городом Сарайшык он составляет степную часть Великого Шелкового пути. Размеры мавзолея на некрополе не уступают мавзолею Джучи, что говорит о знатности похороненного здесь человека. Город включал жилые усадьбы, постройки производственного и общественного назначения. На городище выявлены жилища, состоящие из нескольких комнат, разделенных капитальными сырцовыми стенами. Жилые дома стояли поодаль друг от друга, их окружали дворы с надворными постройками. Основным строительным материалом жилищ являлся сырцовый кирпич и дерево. В сооружении общественных зданий широко использовался обожженный кирпич квадратного формата, в декоративной облицовке применялась глазурованная орнаментированная плитка. Эти строительные материалы изготавливались тут же на месте. Из общественных построек, обнаруженных и исследованных на городище Жайык, очень интересной является баня-хаммам, которая располагалась почти в центре городища. Бани занимали в восточных городах особое место среди зданий, предназначенных для населения.  Они пользовались большой популярностью и после мечети были самым посещаемым местом. Обогревалась баня подпольной отопительной системой. Вода в моечные помещения подавалась посредством разветвленной системы керамических трубопроводов, причем  и холодная и подогретая. Наличие общественной бани в городище свидетельствует о высоком статусе города.

Производственные постройки на городище Жайык представлены печами и мастерскими. Установлено, что в восточной периферийной части городища располагались мастерские по производству жженого кирпича. Обожженный кирпич шел на стройки общественных и мемориальных сооружений городища и его некрополя. Рядом с остатками древнего города Жайык, 1,5 км восточнее, археологи обнаружили городской некрополь. На нем некогда стояли мавзолеи, возведенные на месте захоронения знатных людей.  В Жайыке, как и во всех городских центрах, развивались гончарное, стекольное, ювелирное, железоделательное, кирпичеобжигательное ремесла. Основным материалом раскопок является керамика: неполивная и глазурованная посуда, бытовые и хозяйственные изделия. При раскопках на городище найдены монеты первой половины XIV века. Полученные с городища материалы позволяют судить о традициях в домостроительстве, о существенном влиянии традиции домостроительства Хорезма и Присырдарьинского региона. Исследованные на городище усадьбы имеют аналогии с планировкой жилых усадеб городища Нижнего Поволжья. Город, вероятно, возник в первой половине XIV вв., в период правления ханов Узбека (1313-1339 гг.) и Джанибека (1312-1357 гг.) характеризующиеся в истории Золотой Орды как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры. До недавнего времени был известен лишь один средневековый город в Западном Казахстане – Сарайшык. После открытия Жайыка последовали открытия еще двух средневековых городов на территории Западно-Казахстанской области,  условно названных Жалпактал и Сары-Озен. И теперь можно говорить о целой системе городов Золотой Орды на территории Западного Казахстана. Данные открытия подтвердили предположения, сделанные ранее историками и археологами о наличии городов в этой зоне бассейна Урала. Арабские историки, европейские путешественники, российские ученые Паллас, Рычков, Кастанье, а также ряд других исследователей в XVIII-XIX вв. указывали на большое количество следов монументальных построек, каменных строений, арыков и т.д., свидетельствующих о процветании здесь некогда городской культуры, торговли и ремесел.

Поиски следов города в исторической литературе позволяют сопоставить городище Жайык с городом Шакашик, который указан во многих средневековых картах, но следы которого до сих пор нигде не были найдены. Таким образом, весь комплекс артефактов: керамический материал, мемориальные постройки некрополя, жилые усадьбы и общественные здания городища, монеты, а также картографический материал дают основание датировать время существования города XIII – XV веками. А это значит, что современный Уральск ведет свою историю не с 1613 года, когда казаки основали здесь первое поселение, а с XIII в., когда здесь был построен город, который называется Жайык. Именно этот город заложил основу современного Уральска, историю которого мы можем начинать с этого времени. Основным этническим компонентом формирования городского населения стало местное население, которое с древних времен было носителем и гарантом преемственности исторических процессов. В настоящее время городище Жайык включен в перечень 100 сакральных объектов Казахстана от Западно-Казахстанской области.

таксай

Золотая принцесса

Возрожденная из пепла или Таксайская принцесса. Объект нашли в 2012 году в 40 км от города Уральск. Относится к сарматскому времени, VI-V вв. до н.э., т.е. это самое древнее золотое захоронение, найденное на территории Казахстана. Для работы была привлечена большая группа исследователей: Новосибирский научный центр Сибирского отделения РАН, Московский институт археологии, Эрмитаж, ученые Оренбурга и Челябинска, немецкие специалисты, Токийский университет. Женщина занимала  высокое социальное положение в обществе. Об этом свидетельствуют многие находки. О социальном статусе основной погребенной свидетельствуют размеры и  конструкция могилы, обряд захоронения, количество и пышность сопровождающего оборудования и вещей. Одежда и головной убор погребенной, ее руки и шея были украшены большим количеством золотых изделий, часть из которых, в частности, головной убор, подчеркивают ее высокий статус. Найденные, сложенные особым образом в углу могилы, предметы ритуального предназначения указывают на исполнение женщиной жрических функций. И, наконец, на это указывает сам обряд захоронения, когда погребальная камера подверглась воздействию сильного огня, что привело к появлению вокруг могилы слоя прожженной земли с шлаковыми образованиями. Головной убор – шапка – предмет из золота, напоминающий по форме циркуль. Две пары спаянных и длинных полосок составили две, обращенные внутренней стороной друг к другу, одинаковые пластины, которые наверху соединялись оригинальным навершием. Значительный интерес представляют все находки из данного кургана как убедительные доказательства развитости и зрелости ранних кочевников савроматского времени и как произведения искусства. Но наиболее ценной является другая уникальная находка – Таксайский гребень. Это  полусгоревший, чудом сохранившийся и превратившийся в угольный отпечаток на глинистой почве, деревянный гребень, на котором изображена батальная сцена – сражающиеся воины и боевая колесница. Уникальность гребня состоит в том, что на территории Казахстана это одно из редких изображений людей далекого прошлого, древнее как по возрасту, так и по сюжету композиции. В данном случае огонь сыграл свою положительную роль, так как в своем оригинальном виде изделие из дерева не смогло бы так хорошо сохраниться. Результаты археологических раскопок, которые проводились на комплексе в 2012 г. имеют огромное значение, так как они дают возможность получить ценную информацию по истории и культуре савромато-сарматского периода, расширить наше знание о кочевых цивилизациях. Находка уникальна и по значимости она не уступает Золотому воину.

 

Перизат Баймагамбетова, 

Информация предоставлена филиалом ГККП «Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей управления культуры, архивов и документации акимата ЗКО», музеем «Рухани жаңғыру»

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале