16.02.2022, 9:30
Просмотры: 828

Шанс на исправление для трудных подростков

Инспектор по делам несовершеннолетних – это не просто сотрудник полиции, он еще педагог, тонкий психолог, человек с особым характером, чуткий, умеющий найти подход к своим подопечным. О буднях инспекторов и трудных подростках мы беседуем с начальником отделения ювенальной полиции управления полиции г. Уральска, майором Мадиной Куспановой.

InShot_20220215_233337588

– Мадина Еркуатовна скажите, чем конкретно занимается служба ИДН и в чем состоит ее сложность?

– Помогаем детям и подросткам не оступиться, а тем, кто уже успел совершить ошибку, исправить ее и не допустить рецидива. В первую очередь, мы занимаемся профилактикой правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Работаем с неблагополучными семьями, следим за тем, чтобы дети воспитывались и росли в благоприятной атмосфере. В нашей работе важно вовремя протянуть руку помощи каждому ребенку. Трудные дети – это те, кто уже успел попасть на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, дети из социально уязвимых семей. Учет в ИДН – это не приговор на всю жизнь, а лишь первый звоночек, который указывает на то, что ребенку требуется внимание. Я всегда верю в то, что, если к подростку найти правильный подход, он исправится. Главное – не отворачиваться от него в трудную минуту и не ставить штамп «плохой». В настоящий момент у меня на учете состоят 88 детей. Девочки обычно попадают в поле зрения инспекторов по причине ухода из дома, мальчики – за драки, хулиганство, кражи. В моем понимании, сложность работы заключается в том, что многие родители недопонимают своей ответственности. Временами бывает трудно довести до людей, что их поведение является примером для подрастающего поколения и, что аморальный образ жизни негативно сказывается на психике их собственного ребенка.

– Работа с подростками, вероятно, требует не только больших усилий, но и времени? На что больше всего делаете упор в своей деятельности?

– Успешная работа инспектора ИДН зависит от слаженного взаимодействия многих структур. Чтобы избежать правонарушений со стороны несовершеннолетних, нужно больше времени уделять развитию детей, особенно тем, которые воспитываются в неблагоприятной обстановке. Нужно стараться заполнить их досуг интересными занятиями в различных спортивных секциях, творческих кружках, также регулярно проводить профилактические беседы. Мы, к примеру, организовываем экскурсии в Центр оперативного управления, чтобы дети видели, что город находится полностью под наблюдением, любое противоправное деяние будет раскрыто и наказание будет неизбежным. В целях патриотического воспитания подростков посещаем вместе с детьми музей ДП ЗКО, мемориальный комплекс на базе батальона полиции, конный взвод, кинологическую службу. У ребят эти поездки всегда вызывают позитивные эмоции, а знания, полученные о героях, остаются в памяти как пример для подражания. Чувство, что наш труд идет на благо достойного воспитания трудных подростков, доставляет мне колоссальное удовлетворение от проделанной работы.

– Как Вы лично выстраиваете отношения с подростками?

– Каждому ребенку нужен индивидуальный подход, ведь за каждым скрывается определенная проблема, и для того, чтобы выяснить причину, разобраться в сложившейся ситуации, нужно приложить немало усилий. Есть множество причин уголовного проступка, зачастую дети отвергают опыт родителей, хотят получить собственный, путем проб и ошибок, и не всегда положительный. Потому, порой, и выбирают плохие компании и даже встают на путь преступления. А родители зачастую заняты своей жизнью. В этом ошибка современных мам и пап. Иногда, чтобы понять, что происходит с ребенком, достаточно просто поговорить, по-доброму, доверительно, без наездов и угроз. И, может оказаться, что у хулиганства или прогулов есть вполне объяснимые причины. Но бывает так, что срабатывает только метод «кнута» – постановка на учет или штраф на родителей. Только после этого к подростку приходит осознание происходящего. Мы не считаем подростков трудными: лишь недосмотренными и недопонятыми. Пусть временами нужно потрудиться, чтобы найти к ним индивидуальный подход, но за очень редким исключением они осознают, что поступили не лучшим образом и становятся на правильный путь. Мы считаем свою работу полностью выполненной, если ребенок больше не попадает к нам в инспекцию. Это значит, что сработали хорошо всей нашей большой командой.

– В Вашей практике много случаев, когда родители и дети из подучетных семей избирали путь исправления?

– Да, стоит заметить, что многие из тех семей, с которыми мы работаем, стараются исправить свое положение ради будущего детей. Можно подчеркнуть и то, что на путь исправления встают и сами подростки. Они желают выбраться из сложившейся трудной ситуации. Нередко снимаем несовершеннолетних с учета в связи с исправлением, но это не означает, что мы перестаем интересоваться их жизнью. Нужно всегда контролировать ситуацию, чтобы подросток не повторил своих ошибок. В целом работа по оздоровлению семьи или личности ведется нами на межведомственном уровне. Это значит, что мы подключаем комиссию по делам несовершеннолетних, органы образования, здравоохранения, местные исполнительные органы, координировано ищем подход и организовываем работы для улучшения обстановки. Если членам семьи требуется лечение от алкоголизма, подключаем наркологов, если семья не получает пособие – привлекаем управление соцзащиты, нужна помощь с организацией досуга, соответственно, отдел культуры и спорта. Все подучетные для нас стали как родные. Расскажу Вам одну историю, в прошлом году к нам за помощью обратилась молодая мама, ее дочь училась в седьмом классе. По словам матери, девочка неоднократно убегала из дома, родители переживали за ребенка, разговаривали с ней, пытались выяснить причины такого поведения, но ребенок был просто неуправляем. В очередной раз, когда она ушла из дома, родители написали заявление о пропаже. В отношении девочки мы вынесли защитное предписание, усилили за ней контроль. Дело отправили на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, поставили ее на учет. С ней работали наркологи, психолог. Выяснили причину девиантного поведения. Оказалось, девочка попала в плохую компанию. Уход из дома – своего рода бунт. Ведь в этом возрасте дети пока еще не способны видеть полутонов: в их мире есть только белое и черное. Подростки отличаются повышенной экспрессивностью и эмоциональностью, поэтому часто совершают необдуманные поступки. В настоящий момент у нее все хорошо, ходит в школу, наладились отношения с родителями.

– Какие виды наказания предусмотрены для несовершеннолетних преступников? Есть ли дети ЗКО, которые отбывают наказание в колонии для несовершеннолетних?

– Алматинская колония ЛА 155/6 – на данный момент единственная колония для несовершеннолетних преступников в возрасте от 14 до 21 года, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. К счастью, наших подопечных там нет. Зачастую суд выносит в отношении детей приговоры не связанные с лишением свободы. В отношении детей, признанных виновными в совершении преступления, применяются такие виды наказания как исправительные работы, привлечение к общественным работам.

– Почему подростки идут на такой шаг, как преступление? Что делается вашей службой, чтобы предупредить детскую преступность?

– Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, грубость, нечестность, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи. Пьющие родители устраивают семейные сцены, скандалят, сквернословят, теряют контроль над собой, создают ненормальную обстановку в доме. Можно бесконечно перечислять факторы. Если в семье воспитанию и интересам ребенка не уделяется должного внимания или же, если родители не хотят понять своего ребенка, подросток ищет тепла в кругу других людей. Поэтому очень важно знать окружение ребенка, его друзей и тех, с кем он предпочитает проводить свое время. Большинство правонарушений совершается из-за озорства и любопытства, желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание.

– Были ли случаи агрессии несовершеннолетних в Вашу сторону?

– Были. С такими детьми мы должны обращаться с нежностью и ласково, чтобы вывести их из кризисной ситуации. Со временем, в ходе беседы, уже понимаем, откуда идет эта агрессия, на каких моментах ребенок замыкается. Главное – никогда не отвечать на агрессию ребенка грубостью.

– Насколько оправдано мнение, что современные дети стали более жесткими и жестокими? Можно ли согласиться с подобным утверждением?

– Думаю, что это прежде всего негативное влияние телевидения, интернета. Дети сами не осознают, как на них влияет все это. Поэтому родителям нужно держать на контроле поведение ребенка в социальных сетях, обратить внимание на сайты, которые он посещает. У меня есть только одна рекомендация для родителей – быть внимательными к своим детям, узнавать с кем общается ребенок, с кем подолгу проводит время, о чем говорят, познакомиться лично с его друзьями. Проявить настоящий и искренний интерес к ребенку, спросить не только об оценках в школе, но быть осведомленным о его настроении, планах, интересах, личной жизни. Быть ему не просто наставником, но и другом.

Перизат Баймагамбетова,

zhaikpress.kz

 

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале