Власти города решили изъять около ста гаражей, расположенных в центре города и обустроить там сквер. Но владельцы изымаемой собственности, несмотря на предложенную компенсацию, выступили категорически против такого решения. Удастся ли акимату и горожанам прийти к взаимовыгодному решению, и появится в ли на месте гаражей сквер, на который планируют потратить 120 млн тенге, или данный вопрос так и останется очагом социального недовольства, покажет время.
Найти компромисс с представителями гаражного кооператива «Мотор» попытались на встрече в городском акимате. Заместитель акима г. Уральска Асхат Кульбаев сообщил, что из 104-х расположенных на данном участке гаражей всего у 85 оформлено законное право собственности. Остальные строения, включая металлические конструкции, возведены незаконно и компенсация за них не предусмотрена. Но, в любом случае, без решения суда ничего сноситься не будет. Тем же, у кого имеются на руках все правоустанавливающие документы, была предложена компенсация.
– Сумму компенсации определяет специализированная оценочная компания, имеющая соответствующие сертификаты и опыт, сейчас она варьируется от 1,2 до 2 млн тенге. Оценивали, в основном, исходя из внешнего состояния строения, а также с учетом тенденций рынка. Вы имеете полное право не соглашаться со стоимостью оценки, оспаривать, доказывать, что стоимость иная. В любом случае, по каждому несогласному владельцу будет отдельное решение суда. И на основании его будет приниматься решение о возмещении ущерба. В бюджете города деньги заложены, помимо самого строительства сквера ориентировочная сумма компенсации за изъятие гаражей составляет 150 млн тенге. Эти деньги подтверждены сессией маслихата, все формальности соблюдены. Если считаете, что оценка несправедлива и необходимо увеличить бюджет, то и к этому мы готовы, ваше право отстаивать свою собственность, у нас же есть обязанности в части развития города и мы будем их выполнять. Все вопросы будем решать четко в правовом поле. Строительство сквера – вопрос решенный, проект уже прошел госэкспертизу и включен в Генеральный план города. В областном центре более 15 гаражных кооперативов, из которых восемь очень крупные. Согласно генплану, они все подлежат сносу. Город растет, развивается, и всегда найдутся те, кому что-то не нравится. Этот кооператив в центре города, рядом две школы, многие городские жители за то, чтобы здесь был сквер, – сказал А.Кульбаев.
Данное предложение заместителя градоначальника было встречено негодующими возгласами собравшихся. Владельцы гаражей усомнились в том, что на данной территории в самом центре города действительно будет разбит сквер. По словам собравшихся, участок, занятый гаражным кооперативом, представляет собой лакомый кусочек для коммерческой застройки.
Представляющий интересы гаражного кооператива юрист Малик Куспанов задал вопрос: «Почему постановление об изъятии гаражей было вынесено в феврале этого года, затем отменено, а потом еще раз вынесено в мае?» Он также заметил, что людей просто поставили перед фактом.
– Среди владельцев гаражей много пенсионеров, и за все годы они накопили кое какое имущество, которое хранят в этих гаражах. Для них все это довольно болезненно. Куда они все это денут? – говорит юрист.
Асхат Кульбаев пояснил, что подозрения о том, что участок будет использован под коммерческие цели – беспочвенны, а также отметил, что, в первую очередь важно соблюдение законности при принятии решения.
– Тот факт, что мы первое постановление отменили и выпустили второе, как раз и говорит о том, что мы не могли решать этот вопрос даже с незначительными нарушениями. На сегодняшний день все формальности соблюдены. И перед нами стоит задача еще раз озвучить позицию акимата. Постановление принято, оценочная стоимость определена, проведено оповещение владельцев. Еще раз хочу напомнить, что в случае несогласия каждый имеет право оспорить стоимость своего имущества. Если мы где-то ошиблись, я всегда это признаю, и не буду доказывать обратное, – сказал замакима.
Хозяйка одного из гаражей Ирина Воробьева заявила, что гараж ей достался от дяди, участника Великой Отечественной войны и отказываться от него даже за предложенную компенсацию она не намерена.
– Уже 40 лет стоят эти гаражи, каждый год платим за них налоги, теперь нам говорят, что их заберут и на этом месте будет парк. О каком парке идет речь? Тут один бетон, куда они собираются сажать? Нам предложили перенести гаражи в 10 микрорайон, но это нереально, жить здесь, а ездить в гараж в такую даль?! – возмутилась И.Воробьева.
Практически все присутствующие высказали свое несогласие с предлагаемой суммой компенсации, по словам владельцев гаражей, за такие деньги сейчас купить гараж невозможно, тем более в этом районе, а держать гараж вдали от дома смысла нет. Учитывая недостаток парковочных мест, особенно в густонаселенном центре, к которым добавятся еще восемьдесят машин, оказавшихся на улице, снос гаражного кооператива представляется жителям расположенных рядом многоквартирных домов не совсем хорошей идеей.
– Мне не нужна компенсация. Я работаю в санавиации, и мне дается час, чтобы за 20 км добраться до аэропорта и вылететь на вызов. Для этого я и купил гараж возле дома. Покупал я его за 1,5 млн тенге пять лет назад, сейчас мне предлагают 1,2 млн. Мне нужен гараж именно в этом районе, за эти деньги я ничего не куплю. У нас во дворах не то, что проехать – пройти невозможно. Двор маленький, построили три площадки, теперь даже транспорт спасательных и аварийных служб не может проехать к нам, вся территория заполнена машинами, а как я буду выезжать отсюда, если мою машину заблокируют? – задал вопрос один из собственников гаражей.
Многие из проживающих в близлежащих домах, используют гаражи не только для автомобилей, имея в гараже погреб пользуются им для хранения запасов на зиму. По словам представителя гаражного кооператива Юлианны Баталовой, большинство владельцев гаражей – люди, имеющие инвалидность, и пожилые, для которых погреб с припасами у дома является жизненной необходимостью.
Евгения Максимова,
газета "Приуралье"