Токаев поздравил казахстанцев с Днем труда
24 сентября 2023

Токаев поздравил казахстанцев с Днем труда

На автодороге «Уральск-Кирсаново» ДТП: есть жертвы
22 сентября 2023

На автодороге «Уральск-Кирсаново» ДТП: есть жертвы

Медицинские приборы не прошедшие метрологический контроль использовали в областном кардиоцентре
22 сентября 2023

Медицинские приборы не прошедшие метрологический контроль использовали в областном кардиоцентре

Сладкая фея Дарьинска
22 сентября 2023

Сладкая фея Дарьинска

Жамиля Бакбергенова стала бронзовым призером чемпионата мира по женской борьбе
22 сентября 2023

Жамиля Бакбергенова стала бронзовым призером чемпионата мира по женской борьбе

«Где найти дешевые деньги?»
21 сентября 2023

«Где найти дешевые деньги?»

20.01.2023, 11:30
Просмотры: 273

Содружество национальных культур

Казахская и татарская культуры являются наиболее близкими звеньями в цепочке взаимосвязанных традиций различных народов. Исследование путей этого взаимодействия всегда представляло значительный интерес для музыкознания. Взаимодействие казахской и татарской культур привлекает особое внимание еще и в силу наличия элементов связующего характера. Их присутствие объясняется генетической близостью двух народов, общностью истоков в прошлом.

светлана тенишева (5)

В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип – «единство через многообразие». В интересах общенационального единства необходимы взаимодействие и глубокий интерес друг к другу. Очень важно знать и понимать традиции и культуру других народов. Эти знания и объединяют мировые культуры. Изучая музыку, мы делаем большой шаг на пути приобретения знаний и о культуре разных народов, и о человеческой душе.

Чтобы научиться понимать музыку, нужно, прежде всего, чаще слушать ее – слушать вдумчиво и углубленно. Постепенно слух усовершенствуется, восприятие станет тонким и чутким к истинной музыкальной красоте. Никакие разговоры о музыке, никакие пояснения и комментарии не заменят живого и непосредственного восприятия красоты музыкального искусства. Художественные произведения, имеющие ценность и признание образцами творческих достижений, принято называть классикой. Произведения, которые к тому же являются символами истории и культуры своего народа общество наделяет статусом национальной классики. Как всем известно, одними из первых национальных композиторов казахского и татарского народа являются Капан Мусин и Назиб Жиганов.

Симфонизм – это высший тип музыкального мышления, каким были одарены композиторы, родившиеся на прекрасной земле Приуралья. Назиб Жиганов и Капан Мусин принадлежат к тому поколению музыкантов, которые закладывали основы новых профессиональных музыкальных культур. Но в истории музыки разных народов крайне редки случаи, когда первые же сочинения в том или ином жанре обретают большое художественное значение. Редко «первые» становятся и новаторами, свою национальную культуру на уровень высших достижений.

Говоря «классическая музыка» уже не нужно уточнять, что это за музыка. Память тут же подсказывает имена вполне определенных композиторов и музыкантов, а воображение рисует картину роскошных концертных залов, где выступают большие симфонические оркестры и блестящие солисты.

Частный фонд «Международные созвездия Назиба Жиганова» продолжает вести исследовательскую деятельность. В процессе изучения жизни и творчества Н. Жиганова были найдены, на мой взгляд, интересные, в то же время необъяснимые, но достойные гордости факты. При сопоставлении их имен, Н.Жиганова – К.Мусина возник ряд показательных параллелей, как в жизни, так и в творчестве.

15 января в рамках реализации проекта «Взаимообогащение и взаимодействие музыкальных культур казахского и татарского народов» при поддержке и оказании содействия ГУ «Управление культуры ЗКО» был организован Благотворительный концерт, посвященный творческому наследию выдающихся композиторов, уроженцев Приуралья Капана Мусина и Назиба Жиганова, в котором приняли участие солисты и музыканты областной филармонии имени Гарифуллы Курмангалиева, преподаватели и студенты музыкального колледжа им. Курмангазы и учащиеся музыкальной школы им. Дины Нурпеисовой.

Музыка – это особый непереводимый язык, который, в то же время, может быть понятен всем. Музыка давно стала одним из самых любимых способов общения между народами, объединяющим людей разных национальностей.

Светлана Тенишева,
учредитель Фонда

Справка

Для сохранения культурного наследия, в направлении «Мировые имена наших соотечественников», в Западно-Казахстанской области, городе Уральске в 2008 году учрежден Частный фонд «Международные созвездия Назиба Жиганова». Основной целью фонда является изучение жизни и пропаганда творческого наследия Н. Г. Жиганова. Деятельность фонда также направлена на развитие татарской музыкальной культуры, сотрудничество и расширение межнациональных культурных связей, повышение культурно-нравственного, эстетического уровня детей и молодежи, поддержку творческих способностей юных дарований.

Светлана Тенишева,
председатель Западно-Казахстанского областного филиала ОО «Общество Красного Полумесяца РК»

 

Назиб Жиганов

InShot_20230120_095307536

15.01.1911 г. родился в г. Уральске

1916 г. – с 5 лет круглый сирота, воспитывался в детских домах г. Уральска (изменена фамилия и дата рождения)

1929-1931 гг. – студент Восточного музыкального техникума г. Казани (класс фортепиано и виолончели)

1931-1935 гг. – студент музыкального техникума при Московской консерватории (кл. композиции профессора Г. Литинского)

1930 г. – камерно-инструментальные произведения первое сочинение «Прелюдия» для фортепиано

1937 г. – первая симфония, написанная татарским композитором (17 симфонии)

1935-1938 гг. – окончил Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (кл. композиции профессора Г. Литинского)

1938 г. – первая татарская опера «Качкын» (о Пугачевском восстании)

1944-1988 гг. – член правления Союза композиторов СССР и ТАССР

1945-1988 гг. – ректор Казанской Государственной консерватории (преподавал спец. класс инструментовки)

1947-1959 гг. – опера «Шагырь» – «Джалиль» (посвященная Герою Советского Союза, ВОВ Мусе Джалилю)

1942 г. – опера «Туляк-Су -Сулу» (посвящена борьбе за свободу татарского народа)

Капан Мусин

WhatsApp Image 2023-01-20 at 09.57.54

01.01.1921 г. родился в с. Акуба Джаныбекского района Уральской обл.

1930 г. – с 8 лет без отца, с 12 лет воспитывался у дальних родственников в г. Алма-Ате (изменена дата рождения)

1934-1939 гг. – студент Музыкального драматического техникума г. Алма-Аты (класс скрипки)

1939-1941 гг. – студент Казахской студии при Московской консерватории (историко- теоретического отделения профессора Е. Голубева)

1943 г. – первое сочинение «Прелюдия» для скрипки и фортепиано

1960 г. – первая симфония, написанная казахским композитором (4 сим. комп 3 сим)

1953 г. – окончил Алма-Атинскую Государственную консерваторию им. Курмангазы (кл. композиции профессора Е. Брусиловского)

1967 г. – первая казахская опера «Тан шолпан» (по роману Х. Есенжанова «Яик – светлая река» закончена в клавире)

1944 г. – член Союза композиторов СССР и Каз.ССР

1956-1970 гг. – старший преподаватель Алма-Атинской Государственной консерватории им. Курмангазы (преподавал спец. класс инструментовки)

1946 г. – сонаты для скрипки и фортепиано (посвященные памяти Героям Советского Союза, ВОВ генерала И. В. Панфилова и Маншук Маметовой)

1965 г. – музыкально-хореографическая композиция «Поэма-баллада о С. Сейфуллине» (посвящена борьбе за свободу казахского народа)

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале