20.01.2023, 11:30
Просмотры: 6

Содружество национальных культур

Казахская и татарская культуры являются наиболее близкими звеньями в цепочке взаимосвязанных традиций различных народов. Исследование путей этого взаимодействия всегда представляло значительный интерес для музыкознания. Взаимодействие казахской и татарской культур привлекает особое внимание еще и в силу наличия элементов связующего характера. Их присутствие объясняется генетической близостью двух народов, общностью истоков в прошлом.

светлана тенишева (5)

В казахстанской модели заложен консолидирующий принцип – «единство через многообразие». В интересах общенационального единства необходимы взаимодействие и глубокий интерес друг к другу. Очень важно знать и понимать традиции и культуру других народов. Эти знания и объединяют мировые культуры. Изучая музыку, мы делаем большой шаг на пути приобретения знаний и о культуре разных народов, и о человеческой душе.

Чтобы научиться понимать музыку, нужно, прежде всего, чаще слушать ее – слушать вдумчиво и углубленно. Постепенно слух усовершенствуется, восприятие станет тонким и чутким к истинной музыкальной красоте. Никакие разговоры о музыке, никакие пояснения и комментарии не заменят живого и непосредственного восприятия красоты музыкального искусства. Художественные произведения, имеющие ценность и признание образцами творческих достижений, принято называть классикой. Произведения, которые к тому же являются символами истории и культуры своего народа общество наделяет статусом национальной классики. Как всем известно, одними из первых национальных композиторов казахского и татарского народа являются Капан Мусин и Назиб Жиганов.

Симфонизм – это высший тип музыкального мышления, каким были одарены композиторы, родившиеся на прекрасной земле Приуралья. Назиб Жиганов и Капан Мусин принадлежат к тому поколению музыкантов, которые закладывали основы новых профессиональных музыкальных культур. Но в истории музыки разных народов крайне редки случаи, когда первые же сочинения в том или ином жанре обретают большое художественное значение. Редко «первые» становятся и новаторами, свою национальную культуру на уровень высших достижений.

Говоря «классическая музыка» уже не нужно уточнять, что это за музыка. Память тут же подсказывает имена вполне определенных композиторов и музыкантов, а воображение рисует картину роскошных концертных залов, где выступают большие симфонические оркестры и блестящие солисты.

Частный фонд «Международные созвездия Назиба Жиганова» продолжает вести исследовательскую деятельность. В процессе изучения жизни и творчества Н. Жиганова были найдены, на мой взгляд, интересные, в то же время необъяснимые, но достойные гордости факты. При сопоставлении их имен, Н.Жиганова – К.Мусина возник ряд показательных параллелей, как в жизни, так и в творчестве.

15 января в рамках реализации проекта «Взаимообогащение и взаимодействие музыкальных культур казахского и татарского народов» при поддержке и оказании содействия ГУ «Управление культуры ЗКО» был организован Благотворительный концерт, посвященный творческому наследию выдающихся композиторов, уроженцев Приуралья Капана Мусина и Назиба Жиганова, в котором приняли участие солисты и музыканты областной филармонии имени Гарифуллы Курмангалиева, преподаватели и студенты музыкального колледжа им. Курмангазы и учащиеся музыкальной школы им. Дины Нурпеисовой.

Музыка – это особый непереводимый язык, который, в то же время, может быть понятен всем. Музыка давно стала одним из самых любимых способов общения между народами, объединяющим людей разных национальностей.

Светлана Тенишева,
учредитель Фонда

Справка

Для сохранения культурного наследия, в направлении «Мировые имена наших соотечественников», в Западно-Казахстанской области, городе Уральске в 2008 году учрежден Частный фонд «Международные созвездия Назиба Жиганова». Основной целью фонда является изучение жизни и пропаганда творческого наследия Н. Г. Жиганова. Деятельность фонда также направлена на развитие татарской музыкальной культуры, сотрудничество и расширение межнациональных культурных связей, повышение культурно-нравственного, эстетического уровня детей и молодежи, поддержку творческих способностей юных дарований.

Светлана Тенишева,
председатель Западно-Казахстанского областного филиала ОО «Общество Красного Полумесяца РК»

 

Назиб Жиганов

InShot_20230120_095307536

15.01.1911 г. родился в г. Уральске

1916 г. – с 5 лет круглый сирота, воспитывался в детских домах г. Уральска (изменена фамилия и дата рождения)

1929-1931 гг. – студент Восточного музыкального техникума г. Казани (класс фортепиано и виолончели)

1931-1935 гг. – студент музыкального техникума при Московской консерватории (кл. композиции профессора Г. Литинского)

1930 г. – камерно-инструментальные произведения первое сочинение «Прелюдия» для фортепиано

1937 г. – первая симфония, написанная татарским композитором (17 симфонии)

1935-1938 гг. – окончил Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (кл. композиции профессора Г. Литинского)

1938 г. – первая татарская опера «Качкын» (о Пугачевском восстании)

1944-1988 гг. – член правления Союза композиторов СССР и ТАССР

1945-1988 гг. – ректор Казанской Государственной консерватории (преподавал спец. класс инструментовки)

1947-1959 гг. – опера «Шагырь» – «Джалиль» (посвященная Герою Советского Союза, ВОВ Мусе Джалилю)

1942 г. – опера «Туляк-Су -Сулу» (посвящена борьбе за свободу татарского народа)

Капан Мусин

WhatsApp Image 2023-01-20 at 09.57.54

01.01.1921 г. родился в с. Акуба Джаныбекского района Уральской обл.

1930 г. – с 8 лет без отца, с 12 лет воспитывался у дальних родственников в г. Алма-Ате (изменена дата рождения)

1934-1939 гг. – студент Музыкального драматического техникума г. Алма-Аты (класс скрипки)

1939-1941 гг. – студент Казахской студии при Московской консерватории (историко- теоретического отделения профессора Е. Голубева)

1943 г. – первое сочинение «Прелюдия» для скрипки и фортепиано

1960 г. – первая симфония, написанная казахским композитором (4 сим. комп 3 сим)

1953 г. – окончил Алма-Атинскую Государственную консерваторию им. Курмангазы (кл. композиции профессора Е. Брусиловского)

1967 г. – первая казахская опера «Тан шолпан» (по роману Х. Есенжанова «Яик – светлая река» закончена в клавире)

1944 г. – член Союза композиторов СССР и Каз.ССР

1956-1970 гг. – старший преподаватель Алма-Атинской Государственной консерватории им. Курмангазы (преподавал спец. класс инструментовки)

1946 г. – сонаты для скрипки и фортепиано (посвященные памяти Героям Советского Союза, ВОВ генерала И. В. Панфилова и Маншук Маметовой)

1965 г. – музыкально-хореографическая композиция «Поэма-баллада о С. Сейфуллине» (посвящена борьбе за свободу казахского народа)

 

 

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале