Западно-Казахстанская область – это богатая историческим и культурным наследием сакральная земля, которая все еще хранит в народной памяти священные места, оставшиеся от наших предков. На территории области имеются 47 объектов историко-культурного наследия, 7 из которых в рамках программы «Рухани жаңғыру» вошли в общенациональный список сакральных мест Казахстана. Сегодня мы расскажем об одном из них – мавзолее Жумагазы Хазрет баба, известном как «Дадем ата».
Каждый, кто когда-либо посещал Западный Казахстан, наслышан о знаменитом Жумагазы Хазрете, более известном в народе как «Дадем Ата». Свое имя Жумагазы Хазрет получил благодаря использованию своего дара ради сохранения сплоченности и во благо своего народа. Жумагазы Хазрет Танкеулы был богословом, живший в XIX веке, в молодости несколько лет обучался и работал в городе Туркестане в мечети Хазрет Султан Ходжа Ахмета Яссауи. По словам потомка Гарифоллы, его особые способности наблюдались с раннего детства: «Однажды наш отец пошел на молитву. После молитвы и отъезда имама Жумагазы спросил: кому вы поклонялись во время молитвы? На что ему ответили: как кому, конечно же, имаму. Мальчик не согласился: нет, вы поклонялись синей корове. Его отвели к имаму, который ответил: пока я молился, я думал о том, не отстала ли моя синяя корова от стада, и мальчик об этом узнал; я был каплей, этот мальчик – озером.
Очень много легенд есть о мужестве и достоинстве Жумагазы. В одной из них рассказывается: «Вернувшись из Туркестана, Жумагазы пришел к старейшинам казахских племен. Они жили между нынешним Сырымским и Теректинским районами. И попросил у них стойбище. Но старейшины не услышали его просьбу. Когда Жумагазы обернулся, чтобы уйти, его спина уже пылала огнем. Заметивший это старейшина воскликнул: «О, мой народ, этот человек оказался непростым, мы должны выполнить его просьбу и разделить землю». Современные пастбища Тамасай и Убенияз, вероятно, являются землями Жумагазы. Несмотря на то, что зимнее пастбище было в Караоба, летнее располагалось на юго-западе, на землях Кауыз и Тамасай.
Одна из следующих легенд, описывающая его исключительные качества: «Говорят, что Жумагазы ранней осенью с легкостью проехал на телеге над рекой Анкаты, на которой лед еще не замерз. Последовавшего за ним пса лед не выдержал».
Более подробно об этом святом месте рассказывает О. Дементиевская на сайте В2В: «На 75-м километре трассы Уральск – Актобе находится кладбище с захоронением святого Жумагазы хазрет (Дадем ата). Удивительное место в голой степи, расположенное в Сырымском районе Западно-Казхстанской области, постепенно становится центром духовного развития местных жителей. Несмотря на мистическую историю цивилизованного обустройства святого места, основное здесь – не религия, утверждают энтузиасты, взявшиеся за развитие этого удивительного островка культуры, истории и религии. Руководитель фонда «Дадем ата», имам мечети при святилище Гарифолла Жанбозов рассказывает, что он – потомок Жумагазы Хазрета (называемого в народе Дадем ата), захороненного в мавзолее. «Дедушка явился мне во сне и попросил сделать мавзолей на месте его захоронения. А ранее также был сон, в котором он просил не оставлять это святое дело, – говорит потомок. – Поэтому с 2004 года я здесь, построил вместе с моими родными братьями Ганиятом, Рахметуллой, Мутиголлой мавзолей дедушке и его матери с сыном». Со временем рядом построили небольшой саманный дом для тех, кто приезжал к святыне. Сейчас в этом доме отдыхают помощники, а посетители могут ночевать в универсальной гостинице с двумя общими спальнями – одна предназначена для мужчин, другая для женщин. Эту гостиницу, к слову, строили три года, начиная с 2008 года. Там открыли молельную комнату. Бывший западноказахстанец, ныне проживающий в Алматы, Дамир Дюйсенбай, предложил помочь построить мечеть. Он, в основном, и спонсировал строительство, а возводили местные строительные бригады. Приезжают сюда не только казахстанцы из разных регионов, но и люди разных национальностей из России. Были замечены и иностранцы из дальнего зарубежья. Они едут не только помолиться, многие стремятся искупаться в святом источнике. «Этот источник удивительный – вода не замерзает даже при температуре минус 35 по Цельсию», – заверил Гарифолла Жанбозов. Рядом с мавзолеем расположилось целое кладбище. Некоторые местные жители завещают родственникам похоронить их именно в том месте. И тому есть объяснение. «Покойникам нужна только молитва, – говорит имам. – Родные не будут приезжать на могилу каждый день, а в мечети часто проходят службы, садака. Поэтому и просят многие похоронить их в этом месте». Путники устремляют свои молитвы к святому месту, дабы верят, что их молитвы будут непременно услышаны Всевышним. По сложившейся традиции все, кто проезжает по этой дороге, стараются побывать на могиле Дадем ата и набрать воду из источника, считающегося лечебным. Здесь же недалеко установили самодельную душевую, в которой обливаются водой из источника желающие излечиться. Известно, что Жумагазы Хазрет, именуемый народом Дадем ата, родился в конце XVIII века и принадлежал к роду Тама. После обучения в мечети Кожа Ахмета Яссауи в Туркестане вернулся в родные края. Многие трактаты и философские письмена Жумагазы Хазрета были утеряны с годами. Но существует множество легенд о его удивительных способностях, а потому посетить кладбище святого в день приезжают более ста человек. В субботние и воскресные дни число паломников достигает до 400 человек. Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны. В основном приезжающие сюда люди ищут исцеления от своих болезней. И в большинстве случаев находят его, утверждают местные жители. Святилище Дадем ата в 2009 году было зарегистрировано в органах юстиции как фонд «Дәдем ата».
Дадем ата захоронен не один. Рядом – могила его матери и сына. Кулпытасы самого святого и его сына уничтожены при советской власти, утверждают потомки. Сохранился только один, установленный на могиле матери Дадем ата, который подписал сам Жумагазы Хазрет. «Дадем ата – аулие, проводник Аллаха, через него обращаются к Всевышнему за помощью. Об этом захоронении народ знал давно, еще с советских времен. Только днем долгое время боялись посещать место захоронения Дадем ата, приходили ночью, – рассказывает Гарифолла Жанбозов. И все же в советское время святыню признал директор передового совхоза имени газеты «Правда», тогда Джамбейтинского района ЗКО Виктор Шубин. При нем захоронение святого и могилы других усопших огородили сеткой-рабицей. И он сам посылал старейшин сделать садака и попросить у аулие благополучия совхозу, утверждают до сих пор передающие эту историю от старших младшим сельчане. Рассказывают, что два поля, находящиеся рядом – совхоза «Правда» и другого – всегда отличались. У правдинцев колосилась высокая добротная пшеница, у соседей все засыхало. Совхоз своими достижениями гремел на весь Советский Союз. «Я работал санитарным врачом в санэпидстанции более 20 лет. Когда проезжали мимо места Дадем ата по трассе Уральск – Актобе видели, что у дороги останавливается много людей. А там, где люди всегда есть мусор. С 2013 года начали организовывать субботники, – рассказывает председатель ОО «Телегей» Нурлан Садыр. – Пишу в соцсети о запланированном субботнике, люди откликаются. Собирается пять-шесть машин, около 30-40 участников, занятых в разных сферах, не только участники нашего общественного объединения, приезжали на субботник и из Актобе. А потом подумали: «Если здесь так легко собирается столько народа без агитации и рекламы, почему бы не использовать этот потенциал?» Так, с 31 мая 2013 года начали проводить общественно-культурные мероприятия, и первым стала конференция, посвященная погибшим от репрессий и голодомора. «Мы организовали ас, поминки и конференцию в мечети. Ученые, краеведы рассказывали истории репрессированных и о других исторических фактах. Святыня Дадем ата стала объединяющей площадкой для представителей всех партий и национальностей. «Даже коммунисты верят в святых и на субботнике все трудятся плечом к плечу, без выяснения отношений», – подчеркивает общественник. Нурлан Садыр информировал и о том, что активисты решили на территории святыни организовать общественный центр духовного роста.
Дадем ата входит в список 100 сакральных мест Казахстана. В самые тяжелые и сложные времена жители Западно-Казахстанской области всегда обращались к святым с молитвой о помощи. И духи предков, обладающие мощной вневременной энергетикой, никогда не оставляли свой народ в беде. Так было 100-200 лет назад. Разочаровавшись в современной медицине, с тяжелыми травмами и душевными увечьями, паломники едут к Дадем ата с последней надеждой. И находят исцеление. Считается, что проведенная здесь ночь – исцеляющая.
Алена Маликова,
zhaikpress.kz