Великая Отечественная война коснулась абсолютно каждого человека в бывшем Советском Союзе. Однако люди понимали, что уходить в сторону и прятаться от страшных событий нет возможности. Нужно было всем вместе преодолеть потери и голод, ужас и страх войны. Продолжали работать заводы и фабрики, госпитали и школы, библиотеки и концертные залы. Особая роль отводилась работникам сферы культуры и искусства, которые должны были несмотря ни на что, поддерживать дух народа, побуждать солдат к победе, вселять надежду в сердце каждого. С этой непростой задачей безупречно справлялись актеры театров со всего СССР.
Поднять боевой дух народа
22 июня 1941 года знаменитый режиссер В.И. Немирович-Данченко, узнав о нападении фашистской Германии на СССР, откликнулся взволнованным письмом: «…Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач –защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага…».
С самого начала война побудила всех деятелей искусства посвятить свои усилия одной цели – победе над врагом. Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление – все для победы, все для фронта! Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения.
Огромное место в театральной жизни СССР в годы Великой Отечественной войны занимали фронтовые бригады и фронтовые театры. В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда – 500 бригад. В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссерско-инструкторских бригад. В конце 1941-го, в 1942-м годах начали активно создаваться фронтовые филиалы известных театров: МХАТа, Малого театра, Вахтанговского и других, которые прошли с армией всю войну.
Уральск театральный в годы военного лихолетья
Война не коснулась непосредственно Уральска, но он становится прифронтовой зоной и пунктом противовоздушной обороны страны. В наш город были эвакуированы крупные промышленные предприятия, работавшие на фронт, и свыше десятка военных госпиталей.
Невзирая на все тяготы войны, культурная жизнь в «сороковые-роковые» в Уральске кипела. На территории области с начала войны функционировали учреждения культуры и искусства, ни на минуту не прерывая своей деятельности, несмотря на все трудности времени. В эти годы активно работали областной музыкально-драматический казахский театр, 2-й Белорусский Государственный драмтеатр, прибывший в Уральск из Витебска, областная детская музыкальная школа и два межрайонных колхозно-совхозных театра с базами в поселках Джамбейты и Джангала. Вскоре к ним присоединились детский театр кукол и Карело-Финский театр оперетты. Уральский драматический театр возобновляет работу лишь к 1944 году, а за два месяца до окончания войны открывает свой театральный сезон. После войны для театра начинается новый этап под руководством выдающегося театрального деятеля и артиста Николая Ангарова, ставшего народным артистом Казахстана, позже народным артистом Кыргызстана и главного режиссера театра, артиста Николая Лукина.
Кроме того, в Уральск приезжали гастролирующие артисты с концертными программами. Одни коллективы сменяли другие. И настоящие созвездия театральных имен значились на афишах. К примеру, 17-18 июня 1942 года в Уральске побывали народные артисты СССР О. Андровская и народный артист РСФСР В. Ершов. Ими исполнялись сцены из третьего акта пьесы «Дядя Ваня» А. Чехова, третьего акта «Рекламы» Уоткинса, читались отрывки пьес М. Горького, В. Шекспира.
2-ой Белорусский
В лихие 40-ые театр в Уральске находился в эвакуации – Второй Белорусский драмтеатр из Витебска, основанный в 1926 году на базе выпускного курса Белорусской драматической студии при МХАТ в Москве. Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию Белоруссии в июне 1941-го, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе партии и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в города СССР, где продолжали свою работу. С 1941 по 1943 годы театр давал свои спектакли на чужбине, в городе Уральске. А с 1923 по 1944 годы в Орехово-Зуеве. Так получилось, что витебские артисты вынуждены были выехать налегке. Все хозяйство – костюмы, декорации – остались на Родине. Помогли петрозаводские железнодорожники, где театр накануне войны был на гастролях, которые направили в Уральск вагон с декорациями спектакля по пьесе В. Вольского «Нестерка». Пьеса- комедия на материале белорусских народных сказок, написанная в 1940 году, впервые была поставлена 18 мая 1941 года на гастролях в Петрозаводске. Этим спектаклем витебчане и открыли сезон 1941-42 гг. В дальнейшем все внимание было сконцентрировано на пьесах о событиях Великой Отечественной.
В эвакуации театр сначала возобновил свои прежние, а затем поставил новые спектакли. За пять военных лет было поставлено около пятнадцати спектаклей на эту тематику. Наиболее яркие – «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова.
Напряженную работу по созданию новых спектаклей деятели белорусского театра сочетали с посылкой на фронт бригад актеров, с обслуживанием госпиталей, заводов и колхозов. В октябре 1944 г. театр возвратился в Витебск. В 1945-ом Второму БГДТ присвоено имя Я. Коласа.
Карело-Финский театр оперетты
Театральный жанр оперетты в военное и послевоенное время пользовался огромным успехом, неспроста. Стало уже хрестоматийным, что «музы во время войны не молчали». Не удивительно, что большой успех имел такой, казалось бы, легкомысленный, несерьезный и условный жанр, как музыкальная комедия, основа которой – безусловное стремление человека во все времена к жизни не только счастливой, но яркой и праздничной. И вполне естественно, что во время войны это стремление было особенно сильным.
Республиканский театр музыкальной комедии Карело-Финской АССР, как и Белорусский театр в годы войны был эвакуирован в Уральск. Фактов об этом осталось очень мало, а к нам в руки лишь попали некоторые фотографии артистов и администраторов этого театра, которые бережно сохранил директор общественного культурно-просветительского фонда «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин.
Еще нам в руки попались редкие воспоминания выпускницы Центральной женской школы снайперской подготовки Ю.К.Жуковой «Девушка со снайперской винтовкой». Эти воспоминания проливают свет на память и вносят некоторую ясность. Хотелось бы, процитировать некоторые воспоминания из 4 главы книги «Необычная дружба» об одной из артисток Карело-Финского театра:
«Познакомились мы в 1943 году, когда в Уральск прибыл театр оперетты, эвакуированный из Петрозаводска, из Карело-Финской АССР. В этом театре и работала Таисия Валерьевна Кульчицкая.
В Уральске незадолго до войны было построено очень хорошее здание для драматического театра… И вдруг в наш маленький городок приезжает высокопрофессиональный театр с великолепной труппой, в составе которой было несколько заслуженных артистов республики. От репертуара глаза разбегались: «Сильва», «Марица», «Веселая вдова», «Принцесса цирка», «Летучая мышь», «Вольный ветер»...
Вокруг театра сразу же возник небывалый ажиотаж. Несмотря на нашу тяжкую жизнь, всем хотелось побывать в театре. Нам с мамой тоже не терпелось попасть на какой-нибудь спектакль, все равно на какой. Оперетту, этот жанр театрального искусства, в то время ни мама, ни тем более я не знали, да и вообще хорошего театра давно не видели. Выбрали «Марицу».
И вот мы в театре. Для меня этот вечер незабываем. Изумительная музыка Кальмана, молодые и красивые актеры, отличные голоса, общая атмосфера праздничности – все это было для меня настоящим потрясением. В тот вечер выступали Т. В. Кульчицкая и Николай Осипович Рубан – один из двух ведущих дуэтов театра. Оба они обладали прекрасной внешностью, сильными и чистыми голосами, артистизмом. В этой паре было необыкновенное обаяние. Кроме того, казалось, что они созданы друг для друга, что этот дуэт просто невозможно разделить…».
Это лишь небольшой эпизод из главы, свидетельствующий о событиях театральной жизни в Уральске, повествующий о первом впечатлении, а после о большой дружбе с артистами Карело-Финской оперетты, пережившими военные годы в Уральске.
Руслан Джумахметов,
артист драмтеатра им. А.Н. Островского