В ЗКО приостановлено строительство нескольких школ
14 июня 2021

В ЗКО приостановлено строительство нескольких школ

На пешеходном переходе сбили женщину
14 июня 2021

На пешеходном переходе сбили женщину

Получили путевки в жизнь
14 июня 2021

Получили путевки в жизнь

Западно-Казахстанскую область с рабочей поездкой посетил Роман Скляр
12 июня 2021

Западно-Казахстанскую область с рабочей поездкой посетил Роман Скляр

Перед региональной комиссией стоят масштабные задачи
11 июня 2021

Перед региональной комиссией стоят масштабные задачи

Дорога не прощает невнимательности
11 июня 2021

Дорога не прощает невнимательности

11.05.2021, 10:28
Просмотры: 537
Театр в годы войны

Великая Отечественная война коснулась абсолютно каждого человека в бывшем Советском Союзе. Однако люди понимали, что уходить в сторону и прятаться от страшных событий нет возможности. Нужно было всем вместе преодолеть потери и голод, ужас и страх войны. Продолжали работать заводы и фабрики, госпитали и школы, библиотеки и концертные залы. Особая роль отводилась работникам сферы культуры и искусства, которые должны были несмотря ни на что, поддерживать дух народа, побуждать солдат к победе, вселять надежду в сердце каждого. С этой непростой задачей безупречно справлялись актеры театров со всего СССР.

20210511_102638

Поднять боевой дух народа

22 июня 1941 года знаменитый режиссер В.И. Немирович-Данченко, узнав о нападении фашистской Германии на СССР, откликнулся взволнованным письмом: «…Твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач –защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага…».

С самого начала война побудила всех деятелей искусства посвятить свои усилия одной цели – победе над врагом. Все творческие намерения, все мысли, все желания сливались воедино, в одно общее стремление – все для победы, все для фронта! Работники искусств добровольно уходили в ряды армии и флота, вступали в ряды народного ополчения.

Огромное место в театральной жизни СССР в годы Великой Отечественной войны занимали фронтовые бригады и фронтовые театры. В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда – 500 бригад. В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссерско-инструкторских бригад. В конце 1941-го, в 1942-м годах начали активно создаваться фронтовые филиалы известных театров: МХАТа, Малого театра, Вахтанговского и других, которые прошли с армией всю войну.

Уральск театральный в годы военного лихолетья

Война не коснулась непосредственно Уральска, но он становится прифронтовой зоной и пунктом противовоздушной обороны страны. В наш город были эвакуированы крупные промышленные предприятия, работавшие на фронт, и свыше десятка военных госпиталей.

Невзирая на все тяготы войны, культурная жизнь в «сороковые-роковые» в Уральске кипела. На территории области с начала войны функционировали учреждения  культуры и искусства, ни на минуту не прерывая своей деятельности, несмотря на все трудности времени. В эти годы активно работали областной музыкально-драматический казахский театр, 2-й Белорусский Государственный драмтеатр, прибывший в Уральск из Витебска, областная детская музыкальная школа и два межрайонных колхозно-совхозных театра с базами в поселках Джамбейты и Джангала. Вскоре к ним присоединились детский театр кукол и Карело-Финский театр оперетты. Уральский драматический театр возобновляет работу лишь к 1944 году, а за два месяца до окончания войны открывает свой театральный сезон. После войны для театра начинается новый этап под руководством выдающегося театрального деятеля и артиста Николая Ангарова, ставшего народным артистом Казахстана, позже народным артистом Кыргызстана и главного режиссера театра, артиста Николая Лукина.

Кроме того, в Уральск приезжали гастролирующие артисты с концертными программами. Одни коллективы сменяли другие. И настоящие созвездия театральных имен значились на афишах. К примеру, 17-18 июня 1942 года в Уральске побывали народные артисты СССР О. Андровская и народный артист РСФСР В. Ершов. Ими исполнялись сцены из третьего акта пьесы «Дядя Ваня» А. Чехова, третьего акта «Рекламы» Уоткинса, читались отрывки пьес М. Горького, В. Шекспира.

2-ой Белорусский

В лихие 40-ые театр в Уральске находился в эвакуации – Второй Белорусский драмтеатр из Витебска, основанный в 1926 году на базе выпускного курса Белорусской драматической студии при МХАТ в Москве. Немецко-фашистские оккупанты, вторгшиеся на территорию Белоруссии в июне 1941-го, подвергли здания театров разрушению. Благодаря заботе партии и правительства лучшие театры республики были сохранены и эвакуированы в города СССР, где продолжали свою работу. С 1941 по 1943 годы театр давал свои спектакли на чужбине, в городе Уральске. А с 1923 по 1944 годы в Орехово-Зуеве. Так получилось, что витебские артисты вынуждены были выехать налегке. Все хозяйство – костюмы, декорации – остались на Родине. Помогли петрозаводские железнодорожники, где театр накануне войны был на гастролях, которые направили в Уральск вагон с декорациями спектакля по пьесе В. Вольского «Нестерка». Пьеса- комедия на материале белорусских народных сказок, написанная в 1940 году, впервые была поставлена 18 мая 1941 года на гастролях в Петрозаводске. Этим спектаклем витебчане и открыли сезон 1941-42 гг. В дальнейшем все внимание было сконцентрировано на пьесах о событиях Великой Отечественной.

В эвакуации театр сначала возобновил свои прежние, а затем поставил новые спектакли. За пять военных лет было поставлено около пятнадцати спектаклей на эту тематику. Наиболее яркие – «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова.

Напряженную работу по созданию новых спектаклей деятели белорусского театра сочетали с посылкой на фронт бригад актеров, с обслуживанием госпиталей, заводов и колхозов. В октябре 1944 г. театр возвратился в Витебск. В 1945-ом Второму БГДТ присвоено  имя Я. Коласа.

Карело-Финский театр оперетты

Театральный жанр оперетты в военное и послевоенное время пользовался огромным успехом, неспроста. Стало уже хрестоматийным, что «музы во время войны не молчали». Не удивительно, что большой успех имел такой, казалось бы, легкомысленный, несерьезный и условный жанр, как музыкальная комедия, основа которой – безусловное стремление человека во все времена к жизни не только счастливой, но яркой и праздничной. И вполне естественно, что во время войны это стремление было особенно сильным.

Республиканский театр музыкальной комедии Карело-Финской АССР, как и Белорусский театр в годы войны был эвакуирован в Уральск. Фактов об этом осталось очень мало, а  к нам в руки лишь попали некоторые фотографии артистов и администраторов этого театра, которые бережно сохранил директор общественного культурно-просветительского фонда «Старый Уральскъ» Геннадий Мухин.

Еще нам в руки попались редкие воспоминания выпускницы Центральной женской школы снайперской подготовки Ю.К.Жуковой «Девушка со снайперской винтовкой». Эти воспоминания проливают свет на память и вносят некоторую ясность. Хотелось бы, процитировать некоторые воспоминания из 4 главы книги «Необычная дружба» об одной из артисток Карело-Финского театра:

«Познакомились мы в 1943 году, когда в Уральск прибыл театр оперетты, эвакуированный из Петрозаводска, из Карело-Финской АССР. В этом театре и работала Таисия Валерьевна Кульчицкая.

В Уральске незадолго до войны было построено очень хорошее здание для драматического театра… И вдруг в наш маленький городок приезжает высокопрофессиональный театр с великолепной труппой, в составе которой было несколько заслуженных артистов республики. От репертуара глаза разбегались: «Сильва», «Марица», «Веселая вдова», «Принцесса цирка», «Летучая мышь», «Вольный ветер»...

Вокруг театра сразу же возник небывалый ажиотаж. Несмотря на нашу тяжкую жизнь, всем хотелось побывать в театре. Нам с мамой тоже не терпелось попасть на какой-нибудь спектакль, все равно на какой. Оперетту, этот жанр театрального искусства, в то время ни мама, ни тем более я не знали, да и вообще хорошего театра давно не видели. Выбрали «Марицу».

И вот мы в театре. Для меня этот вечер незабываем. Изумительная музыка Кальмана, молодые и красивые актеры, отличные голоса, общая атмосфера праздничности – все это было для меня настоящим потрясением. В тот вечер выступали Т. В. Кульчицкая и Николай Осипович Рубан – один из двух ведущих дуэтов театра. Оба они обладали прекрасной внешностью, сильными и чистыми голосами, артистизмом. В этой паре было необыкновенное обаяние. Кроме того, казалось, что они созданы друг для друга, что этот дуэт просто невозможно разделить…».

Это лишь небольшой эпизод из главы, свидетельствующий о событиях театральной жизни в Уральске, повествующий о первом впечатлении, а после о большой дружбе с артистами Карело-Финской оперетты, пережившими военные годы в Уральске.

Руслан Джумахметов,
артист драмтеатра им. А.Н. Островского