5.11.2024, 12:47
Просмотры: 193

Тернистый путь предпринимателя Габдолова

Мое знакомство с Маликом Габдоловым произошло случайно. Меня заинтриговала информация моих знакомых о том, что Малик является меценатом и даже активно помогал в строительстве Центральной мечети Уральска. Тогда я решил написать о нем статью. Но, будучи человеком скромным и неразговорчивым, он не сразу согласился на беседу. В итоге мы все же договорились об интервью.

photo-output

Встретиться условились в редакции. Так как до этого не был знаком с ним лично, воображение рисовало перед глазами крутого предпринимателя на дорогой иномарке. Каково же было мое удивление, когда к зданию редакции подъехал старенький джип, который очевидно немало повидал на своем веку: сошла краска с кузова, во многих местах сколы, а заднего стекла не было вовсе – вместо него целлофан на скотче. И из этой «кареты» с улыбкой вышел Малик…

Он родился в 1961 году в Уральске, а его детство прошло в районе Кожсырьевого, где он окончил школу № 2. Его отец – Нурлыбек (1938 г. р.) родом из села Базартобе Тайпакского района, в пятилетнем возрасте вместе с родителями переехал в областной центр. Мама – Мария апай родилась в селе Кирсаново в 1941 году.

По окончанию восьмого класса М. Габдолов поступил в техникум. Затем третьего курса, недоучившись, перешел в профессиональное техническое училище №75 в Уральске, где получил специальность автокрановщика. После устроился на работу в трест «Кушумводстрой» крановщиком передвижной механизированной колонны № 33. Однажды, в ходе работы во время строительства плотины на реке Солянка, где вбивали сваи, вдруг, сломалась копровая установка (своебойка), а сдачу объекта необходимо было произвести в срок. Дожидаться ремонта техники просто не было времени, тогда Малику Габдолову пришла идея вбивать оставшиеся сваи большим грузом спуская с крана.

– Чтобы вбить оставшиеся две сваи ушло немало времени. От напряженной работы долго не мог разжать пальцы, слишком сильно сжимал рычаг крана. Да и ноги тоже свело. Но это все было ни по чем, потому что бригада выполнила свое задание. Это был 1979 год. Тогда мне выдали 1000 рублей премии. 600 отдал маме, а 400 оставил себе. Несмотря на то, что был холостым, меня тогда даже поставили в очередь на жилье, – вспоминает М. Габдолов.

В том же году М. Габдолова призывают в армию, где кроме мастерства механика, он проявляет и талант к рисованию. По возвращению домой в 1981 году, он увольняется из треста «Кушумводстрой» и устраивается водителем КАМАЗа в автомобильное транспортное предприятие №1, где занимается доставкой резиновых шин из Нижнекамска. Эта работа дала ему ценный опыт. После распада СССР Малик Габдолов сразу понял суть рыночных отношений – нового направления для того времени. На собранные личные средства М. Габдолов купил в Чапаевском районе КАМАЗ, на котором днем и ночью, не зная отдыха, занялся доставкой и транспортировкой различных товаров: от овощей и арбузов до строительных материалов и металла. Бизнес пошел в гору, купил квартиру, женился. Даже областное телевидение пригласило Малика на передачу, где рассказывалось о первых предпринимателях региона с момента обретения страной Независимости. Чуть позже он занимался доставкой легковых и грузовых машин из Германии. Некоторую технику отдал в аренду на нефтегазовые предприятия города Аксая.

– Дело развивалось, купил коттедж. Открыл автобазу в городе. В то время много промышленных зданий пустовало, закупил одно из них, вложив все свои сбережения, запустил убойный пункт и мясную лавку с одной стороны, а цех по производству колбас и пельменей с другой. Только этим делом мне надо было и заниматься, но … Через некоторое время совершил поступок, о котором очень сожалею до сих пор. Это случилось в 2014 году. В общем, познакомился с одним банкиром, который уговорил заняться строительным бизнесом и пообещал стать посредником в получении кредита в размере 200 млн тенге. Для этого мне нужно было погасить все действующие кредиты, что я и сделал. Желание заняться строительным бизнесом увлекло, к тому же до этого у меня было оборудование по изготовлению панелей. Теперь, чтобы начать работу на полном ходу нужны были средства в размере 200 млн тенге. Тот знакомый банкир сказал, что он поспособствует мне с кредитом, а я, в свою очередь, должен выплатить ему «откат» в размере 10% от общей суммы, то есть 20 млн тенге. К тому же, он взял с меня расписку, заверенную нотариусом о том, что «обязуюсь отдать 20 млн тенге». Прошла неделя, за ней вторая, третья. Тишина. Затем, как гром среди ясного неба пришла повестка в суд, где мне сообщили, что я являюсь должником такого-то гражданина, и что обязан вернуть ему деньги. Только тогда дошло, что меня обманули. Подал встречный иск, но ничего не помогло. Лишился всей техники, которая была. Благо, коттедж успел продать. Верите, эти проходимцы сразу продали всю технику, да так, что даже документы не стали оформлять, и счета по налогам за нее до сих пор приходят мне. Вот так, 15 лет назад успешный бизнесмен в одночасье остался ни с чем. Было обидно до слез, внутри все кипело. В 90-е были моменты, когда по дороге встречались бандиты, рэкетиры, угрожали пистолетом – все пережил и прошел, но из-за доверчивости стал жертвой подлого обмана, – рассказал М. Габдолов.

После того случая, Малик перенес инсульт, после операции долго лечился в больнице. В тот момент вся его деятельность, естественно, остановилась. Нелегко было и тем людям, которые работали на него. Малик лично обзванивал знакомых предпринимателей, чтобы те не только приняли людей на работу, но и платили достойно. Благо, многие трудоустроились, некоторые со временем даже открыли свое дело. М. Габдолов после выздоровления не смог сидеть дома, ведь он был обязан заботиться о семье: двоих сыновьях и двух дочерях. Благо, у него в собственности еще оставался автокран и автомобиль.

Когда у М. Габдолова процветал бизнес и были деньги, он помогал многим людям: кому деньгами, кому работой, а кому открыть свой бизнес. После того, как Малик лишился многого, большинство этих людей отвернулись от него. Видимо, думали, что он будет просить у них деньги в долг. Но, воспитанный с детства быть сильным духом, Малик не сдался, а начал все сначала. Постепенно закупил оборудование и сегодня занимается производством разноцветных мраморных плит по специальной технологии.

 – Не хвастовства ради, но скажу, что, когда мой бизнес стал процветать, всегда старался помогать людям. А что касается строительства мечети, то работы проводило товарищество «Адал арна». Слова благодарности говорить надо им. Моя лепта всего лишь капля. В 2004 году, если не ошибаюсь, когда проходили работы по строительству, на меня вышли ребята из «Адал арна». Оказалось, что для строительных работ очень нужны деревянные материалы. Не отказал в просьбе, ведь строился дом Всевышнего. Нашли, закупили и привезли нужные материалы. Не думаю, что совершил подвиг. Сама помощь, оказанная в благом деле – меня успокаивает. Считаю, каждый из нас должен стремиться по возможности делать добро, – сказал М. Габдолов.

Есенжол Қыстаубаев,
«Орал өңірі»

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале