24.10.2023, 9:45
Просмотры: 83

Травматизм как медико-социальная проблема

Травматизм в ЗКО, как и в целом по стране, продолжает оставаться одной из важнейших медико-социальных проблем. За семь месяцев с начала года заболеваемость по случаю травмирования среди жителей нашей области увеличилась на 0,7%. И 8% всех травм составляют бытовые (1370 случаев), 5% – уличные (875), 0,9%  – травмы в ДТП (158, в том числе столкновения с животными – 6), 0,8% – производственные (153), 0,3% – школьные (54) и столько же – спортивные.

травматизм нарымбетов (1)

Эти данные на прошлой неделе в ходе заседания Координационного совета в акимате ЗКО озвучил  директор областной многопрофильной больницы Куттымурат Жаксыгалиев. Мероприятие, где говорилось о совершенствовании неотложной помощи при несчастных случаях, проходило под председательством заместителя акима области Бакытжана Нарымбетова. Какие меры предпринимаются, чтобы избежать травмирования и улучшить оказание медпомощи пострадавшим в несчастных случаях? По словам руководителя облбольницы, для сокращения времени доезда «Скорой» дополнительно были открыты две бригады, также медицинский персонал системно проходит обучение международным стандартам по базовой, расширенной сердечно-легочной реанимации, в том числе и в педиатрии, по оказанию медпомощи на догоспитальном этапе при травмах. В данное время обучение прошел 261 медсотрудник, 16 из которых – это врачи и 245 – фельдшеры.

В ходе совещания было отмечено, что для сокращения числа травм в ДТП акимату города и районов следует улучшить освещение дорог и трасс, а также обратить пристальное внимание на качество разметок на пешеходных переходах. Ко всему прочему, необходимо вводить и строительство скотопроходов на трассах, ужесточать меры к нарушителям дорожного движения за превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного и иного опьянения, а также – к пешеходам, нарушающим правила дорожной безопасности. Департаменту полиции ЗКО необходимо больше работать над увеличением патрулей вдоль трасс республиканского значения и строже контролировать использование ремней безопасности и детских кресел, изучить вопросы по установке скоростемеров вдоль трасс. Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог ЗКО следует предусмотреть строительство надземных и подземных переходов и проектирование дорог с учетом безопасности (они должны разделяться на несколько уровней и классов и предназначаться для конкретных целей). Департаменту по ЧС ЗКО нужно рассмотреть вопрос открытия 3-х необходимых МСП – медико-спасательных пунктов на трассах республиканского значения (Самара – Шымкент, в Сырымском районе рядом с с. Булдырты, трассе Уральск – Атырау – в с. Тайпак, Чапаево – Жанибек – РФ, в Жанибекском районе с. Өнеге).

– По смертности от травм, несчастных случаев и отравлений восемь районов ЗКО занесены в «красную зону» с показателями от 107,75 до 76 на 100 тыс. населения. Это Бәйтерек, Бокейординский, Каратобинский, Казталовский, Жангалинский, Сырымский, Таскалинский и Чингирлауский районы. При этом сохраняются высокие показатели смертности от ДТП в Бәйтереке (с 11,55 до 28,44), Казталовском (с 0 до 31,44), Сырымском (с 49,78 до 19,97), Бокейординском (с 0 до 11,97) районах при областном показателе в 9,72 (в 2022 году – 11,05) на 100 тыс. населения. Основные причины, способствующие ДТП – это нарушение скоростного режима, вождение в нетрезвом состоянии, недостаточная инфраструктура дорог (плохое качество дорожного покрытия, отсутствие освещения, разделительных разметок и прочие), нарушение ПДД пешеходами. Согласно статданным, 83% смертельных случаев при ДТП происходит на месте происшествия или по пути транспортировки, в основном – из-за шока и кровопотери, и только в 17% случаев люди погибают в стационаре, – сообщил руководитель облбольницы.

Спикер отметил, что по линии «103» было зарегистрировано 11909 вызовов по травмам, в их числе по ДТП – 624 (5,2%) и по санавиации – 10 вызовов. В этих ДТП количество пострадавших возросло на 20,4% – с 763 в 2022 году до 958 в 2023-м. 142 человека были госпитализированы. Причем, 523 из 624 случаев ДТП нынешнего года произошли в Уральске, 47 – в районах и 54 – на трассах. В областном центре чаще всего ДТП случались по ул. Евразия, ул. Шолохова, на проспекте им. Н. Назарбаева и в п. Деркул. Среди трасс в этой печальной статистике значатся Уральск – Саратов, Уральск –  Атырау, Чапаево – Казталовка – Жалпактал, Актобе – Жымпиты, Самара – Шымкент и Сайхин – Уральск.

– При ежегодном росте количества ДТП и травматизма отмечается и увеличение тяжести последствий, которые в конечном итоге приводят к инвалидности. К примеру, впервые из-за полученных травм инвалидами стали 222 человека (в 2022 году – 59), в том числе от ДТП – 40, от производственных травм – 6 человек. Догоспитальная летальность за 7 месяцев прошлого и нынешнего годов составила по 0,8%, из них при ДТП  – 93,5% (29 случаев), по РК – 98,2%. В результате травм, несовместимых с жизнью, до приезда неотложки погибли 26 человек, что составляет 89,7%, по РК – 97,3%. 11 из 26 смертей были зарегистрированы в районах, 15 – в Уральске. При этом количество пролеченных пациентов с травмами, отравлениями и несчастными случаями в стационарах области возросло с 2442 до 2670. Госпитальная летальность за 7 месяцев этого года снизилась на 0,36 % – с 1,64 % (40 случаев) до 1,39 % (37). В стране данный показатель составляет 1,4% – резюмировал  К. Жаксыгалиев.

Галина Каренских,

газета "Приуралье"

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале