26.08.2021, 8:06
Просмотры: 49

Учить по стандарту

Итоги комплексного мониторинга, проведенного в школах Западно-Казахстанской области, озвучила на площадке Региональной службы коммуникаций руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования ЗКО Гулнара Сарсенгалиева. На основании поручения министра образования и науки РК проведен мониторинг 98% государственных школ области, или приблизительно 371 школы.

85E1EA1E-2B98-49C9-86E4-6FF0C28D39B9

В ходе мониторинга были рассмотрены вопросы соответствия государственных школ квалификационным требованиям, предъявляемым к образовательной деятельности, в том числе медицинское обслуживание, наличие объектов питания, материальные активы, материально-техническое обеспечение, оснащение государственных школ санитарно-гигиеническими условиями, наличие видеонаблюдения в государственных школах и соответствие требованиям к системам видеонаблюдения, обеспечение безопасности детей. Медицинские услуги обучающимся во всех государственных школах оказываются организациями здравоохранения на основании лицензии или на договорной основе. В 95% школах , где имеются столовые и буфеты организовано питание. В школах без объектов питания оно организовано на договорной основе. Однако, в ряде школ питание не организовано из-за отсутствия организатора питания по причине небольшого контингента учащихся.

– Как выяснилось, 40% школ не имеют учебных предметных кабинетов в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования, основная часть из них малокомплектные школы. Одним из квалификационных требований к образовательной деятельности является наличие доменного имени третьего уровня edu.kz. Но на сегодняшний день это требование в школах выполняется не на должном уровне. Местными исполнительными органами проводится большая работа по оснащению школ теплыми туалетами. Однако, на сегодняшний день все еще существуют школы, в которых не созданы санитарно-гигиенические условия. В этом году в нескольких школах будет установлен теплый туалет. Результаты мониторинга были направлены в управление образования области, акимат области, а также обсуждены на заседании аппарата акима области. За 8 месяцев 2021 года Департаментом запланирован и проведен профилактический контроль с посещением в 15-ти школах и 2-х организациях технического и профессионального образования. Выявлены нарушения и даны предписания 15 школам и 2-м организациям технического и профессионального образования, охваченных профилактическим контролем с посещением. Всего выявлено 119 нарушений в 15 проверенных школах, пришкольных детских садах и мини-центрах, в 2 организациях технического и профессионального образования. По степени тяжести: 48 грубых нарушений, 32 значительных нарушения, 39 незначительных нарушений, – пояснила Г.Сарсенгалиева.

Профилактическим контролем были охвачены школы Акжаикского района, Жангалинского, Казталовского, Каратобинского, Сырымского, Теректинского, Шынгырлауского районов. Выявлено 27 нарушений в дошкольных образовательных организациях, т. е. детских садах, мини-центрах, классах предшкольной подготовки, по общеобразовательным школам выявлено 78 нарушений. Среди них нарушения квалификационных требований к образовательной деятельности, несоответствие качественного состава учителей, отсутствие договоров с организациями здравоохранения на медицинское обслуживание обучающихся, несоответствие учебных помещений, обеспечивающих качество образовательных услуг, требованиям пожарной безопасности; неоснащенность компьютерами, подключенными к сети Интернет и других.

Закончена проверка в двух государственных организациях технического и профессионального, послесреднего образования, где выявлено 14 нарушений, из них 5 грубых, 3 значительных, 6 незначительных. За 7 месяцев текущего года в отношении 3 школ возбуждено административное дело за несоблюдение законодательства в сфере образования, по итогам  должностным лицам применены администраивные меры в виде штрафа. За осуществление деятельности без направления уведомлений о начале деятельности по дошкольному воспитанию и обучению в суд направлено 3 административных дела в отношенииа частных детских садов, в результате наложены соответствующие штрафы. В связи с неисполнением предписания в отношении 2-х школ административные дела были направлены в суд, по итогам наложены штрафы.

Департаментом проведен анонимный опрос педагогов городских школ на предмет соблюдения требований Закона РК «О статусе педагога», правил педагогической этики. В анонимном опросе участвовали 2500 педагогов школ города Уральска. Большинство педагогов города отметили, что не нарушаются их права (больше 80 %). В то же время, из числа отметивших нарушение прав педагогов 4,5% (больше 100 респондентов) указывают на привлечение к видам работ, несвязанных с их профессиональной деятельностью; 5% отмечают истребование непредусмотренной законодательством информации и отчетности; 3,5 %  указывают о наличии такого нарушения, как принуждение к подписке на периодические издания, приобретение товаров  и привлечение их к ремонтным работам.

Что нового?

Вносятся изменения в правила приема педагогов на работу. Выпускники вузов по педагогическим специальностям смогут устроиться на работу при подтверждении знаний, т.е. после сдачи комплексного тестирования. Также внедряется институт ротации руководителей организаций образования.

С сентября 2021 года во всех организациях образования проводится государственная аттестация, которая направлена на повышение качества образования и интеллектуального потенциала страны, на предоставление методических рекомендаций по повышению качества образовательных услуг, оказываемых организациями образования. Государственная аттестация организаций образования проводится посредством профилактического контроля без посещения.

В ходе проведения государственной аттестации будут использоваться инструменты оценивания образовательной деятельности: самооценка образовательной деятельности организаций образования; срезы знаний, умений и навыков путем проведения комплексного тестирования; анкетирование родителей (законных представителей) для определения уровня подготовки воспитанников; независимая экспертная оценка образовательной деятельности организаций образований с использованием принципа анонимности.

Еще одно новшество в системе внешней оценки образовательных достижений – отныне будет проводиться Мониторинг образовательных достижений обучающихся» (МОДО), ориентированный на функциональную грамотность обучающихся. Он будет проводиться в форме компьютерного тестирования среди обучающихся начальной и основной средней школы, организаций ТиПО. Это не является формой государственного контроля и не имеет никаких правовых последствий ни для обучающегося, ни для организации образования. МОДО имеет целью получение обратной связи от организаций образования. Национальная академия образовани им. Ы.Алтынсарина по итогам комплексного анализа МОДО будет вырабатывать методические рекомендации в разрезе регионов и конкретных организаций.

Жанна Балыкова

zhaikpress.kz

Узнайте первым о важных новостях Западного Казахстана на нашей странице
в Instagram и нашем Telegram - канале